|
Акафист
святителю и
чудотворцу Николаю,
Возбранный Чудотворче и изрядный угодниче Христов,
миру всему источаяй многоценное милости миро и неисчерпаемое чудес
море,
восхваляю тя любовию, Святителю Николае; ты же, яко имеяй дерзновение
ко
Господу, от всяких мя бед свободи, да зову ти: Радуйся, Николае,
великий
Чудотворче. Икос 1
Ангела образом, земнаго суща естеством яви тебе
всея твари Создатель;
благоплодную бо доброту души твоея провидев, преблаженне Николае, научи
всех
вопити тебе сице: Радуйся, от утробы матерния очищенный; радуйся, даже
до конца
освященный. Радуйся, рождением своим родителей удививый; радуйся, силу
душевную
абие по рождестве явивый. Радуйся, саде земли обетования; радуйся,
цвете
Божественнаго саждения. Радуйся, лозо добродетельная винограда
Христова;
радуйся, древо чудоточное рая Иисусова. Радуйся, крине райскаго
прозябения;
радуйся, миро Христова благоухания. Радуйся, яко тобою отгонится
рыдание;
радуйся, яко тобою приносится радование. Радуйся, Николае, великий
Чудотворче. Кондак 2
Видяще твоих мир излияние, богомудре, просвещаемся
душами и телесы, дивнаго тя
мироточца живоносна, Николае, разумеюще: чудесы бо яко водами,
благодатию
Божиею изливающимися, напаяеши верно вопиющих к Богу: Аллилуиа. Икос 2
Разум неуразуменный вразумляя о Святей Троице, был
еси в Никеи со святыми отцы
поборник исповедания православныя веры: равна бо Отцу Сына исповедал
еси, соприсносущна
и сопрестольна, Ариа же безумнаго обличил еси. Сего ради вернии
научишася
воспевати тебе: Радуйся, великий благочестия столпе; радуйся, верных
прибежища
граде. Радуйся, твердое Православия укрепление; радуйся, честное
Пресвятыя
Троицы носило и похваление. Радуйся, Отцу равночестна Сына
проповедавый;
радуйся, Ариа возбесившагося от Собора святых отгнавый. Радуйся, отче,
отцев
славная красото; радуйся, всех богомудрых премудрая доброто. Радуйся,
огненная
словеса испущаяй; радуйся, добре стадо свое наставляяй. Радуйся, яко
тобою вера
утверждается; радуйся, яко тобою ересь низлагается. Радуйся, Николае,
великий
Чудотворче. Кондак 3
Силою, данною ти свыше, слезу всяку отъял еси от
лица люте страждущих, богоносе
отче Николае: алчущим бо явился еси кормитель, в лучине морстей сущим
изрядный
правитель, недугующим исцеление и всем всяк помощник показался еси,
вопиющим
Богу: Аллилуиа. Икос 3
Имеяше воистинну, отче Николае, с Небесе песнь тебе
воспеваема быти, а не от
земли: како бо кто от человек возможет твоея святыни величия
проповедати? Но
мы, любовию твоею побеждаеми, вопием ти сице: Радуйся, образе агнцев и
пастырей; радуйся, святое очистилище нравов. Радуйся, добродетелей
великих
вместилище; радуйся, святыни чистое и честное жилище. Радуйся,
светильниче
всесветлый и вселюбимый; радуйся, свете златозарный и непорочный.
Радуйся,
достойный Ангелов собеседниче; радуйся, добрый человеков наставниче.
Радуйся,
правило веры благочестивыя; радуйся, образе кротости духовныя. Радуйся,
яко
тобою от страстей телесных избавляемся; радуйся, яко тобою сладостей
духовных
исполняемся. Радуйся, Николае, великий Чудотворче. Кондак 4
Буря недоумения смущает ми ум, како достойно есть
пети чудеса твоя, блаженне
Николае; никтоже бо может я исчести, аще бы и многи языки имел и
глаголати
восхотел; но мы дивно Богу, в тебе прославляющемуся, дерзаем воспевати:
Аллилуиа. Икос 4
Слышаша, богомудре Николае, ближнии и дальнии
величие чудес твоих, яко по
воздуху легкими благодатными крилами навыкл еси сущих в бедах
предваряти, скоро
от тех избавляя всех, вопиющих к тебе таковая: Радуйся, избавление от
печали;
радуйся, подаяние благодати. Радуйся, нечаемых зол прогонителю;
радуйся,
желаемых благих насадителю. Радуйся, скорый утешителю в беде сущих;
радуйся,
страшный наказателю обидящих. Радуйся, чудес пучино, Богом излиянная;
радуйся,
закона Христова скрижали, Богописанныя. Радуйся, крепкое падающих
возведение;
радуйся, право стоящих утверждение. Радуйся, яко тобою всякая лесть
обнажается;
радуйся, яко тобою всякая истина сбывается. Радуйся, Николае, великий
Чудотворче. Кондак 5
Боготечная звезда явился еси, наставляя по морю
плавающих люте, имже смерть
предстояще вскоре иногда, аще не бы ты предстал еси призывающим тя в
помощь,
Чудотворче святый Николае; уже бо нестыдно бесом летающим и погрузити
корабли
хотящим запретив, отгнал еси их, верныя же научил еси спасающему тобою
Богу
взывати: Аллилуиа. Икос 5
Видеша отроковицы, на брак скверный нищеты ради
уготованныя, великое твое к
нищим милосердие, преблаженне отче Николае, егда старцу родителю их
нощию
узельцы три злата таяся подал еси, самаго со дщерьми избавляя от
падения
греховнаго. Того ради слышиши от всех се: Радуйся, милости превеликия
сокровище; радуйся, промышления о людех приятелище. Радуйся, пище и
отрадо к тебе
прибегающих; радуйся, хлебе неснедаемый алчущих. Радуйся, богатство,
бедне
живущим на земли Богом данное; радуйся, воздвижение скорое убогих.
Радуйся,
быстрое нищих услышание; радуйся, скорбящих приятное попечение.
Радуйся, триех
дев непорочный невестителю; радуйся, чистоты усердный хранителю.
Радуйся,
ненадежных надеяние; радуйся, всего мира наслаждение. Радуйся, Николае,
великий
Чудотворче. Кондак 6
Проповедует мир весь тебе, преблаженне Николае,
скораго в бедах заступника, яко
многажды во едином часе по земли путешествующим и по морю плавающим,
предваряя,
пособствуеши, купно всех от злых сохраняя, вопиющих к Богу: Аллилуиа. Икос 6
Возсиял еси свет животный, избавление нося
воеводам, неправедную смерть прияти
имущим, тебе, добрый пастырю Николае, призывающим, егда вскоре явлься
во сне
цареви, устрашил еси его, сих же неврежденных отпустити повелел еси.
Сего ради
с ними купно и мы благодарственно вопием ти: Радуйся, усердно
призывающим тя
помогаяй; радуйся, от неправеднаго убиения избавляяй. Радуйся, от
лестныя
сохраняяй клеветы; радуйся, неправедныя разрушаяй советы. Радуйся,
растерзаяй
лжу яко паучину; радуйся, возношаяй славно истину. Радуйся, неповинных
от уз
разрешение; радуйся, и мертвецев оживление. Радуйся, проявителю правды;
радуйся, помрачителю неправды. Радуйся, яко тобою неповиннии избавлены
от меча;
радуйся, яко тобою насладишася света. Радуйся, Николае, великий
Чудотворче. Кондак 7
Хотя богохульное еретическое отгнати
злосмрадие, миро воистинну благовонное,
таинственное явился еси, Николае; люди мирейския упасл еси и весь мир
своим
благодатным миром исполнил еси. И от нас убо богомерзкое греховное
злосмрадие
отжени, да благоприятно Богу вопием: Аллилуиа. Икос 7
Новаго тя Ноя, наставника ковчега спасительнаго
разумеем, отче святый
Николае,
бурю всех лютых разгоняющаго направлением своим, тишину же Божественную
приносящаго вопиющим таковая: Радуйся, обуреваемых тихое пристанище;
радуйся,
утопающих известное хранилище. Радуйся, плавающих посреде пучин добрый
кормчий;
радуйся, треволнения морская уставляющий. Радуйся, превождение сущих в
вихрех;
радуйся, согреяние сущих во мразех. Радуйся, сияние, скорбный мрак
разгоняющее;
радуйся, светило, вся концы земли просвещающее. Радуйся, от бездны
греховныя
человеки избавляяй; радуйся, в бездну адскую сатану ввергаяй. Радуйся,
яко
тобою дерзновенно бездну милосердия Божия призываем; радуйся, яко тобою
от
потопа гнева избавльшеся, мир с Богом обретаем. Радуйся, Николае,
великий
Чудотворче. Кондак
8
Странное чудо является притекающим к тебе, блаженне
Николае, священная
твоя
церковь: в ней бо и малое моление приносяще, велиих недугов приемлем
исцеление,
аще токмо по Бозе упование на тя возложим, верно вопиюще: Аллилуиа. Икос 8
Весь еси всем воистинну помощник, богоносе Николае,
и собрал еси вкупе
вся
прибегающия к тебе, яко свободителъ, питатель и врач скорый всем
земным, на
похвалу всех подвизая вопити к тебе сице: Радуйся, всяких исцелений
источниче;
радуйся, люте страждущим помощниче. Радуйся, заре, сияющая в нощи
греховной
блуждающим; радуйся, росо неботочная в знои трудов сущим. Радуйся,
подаваяй
требующим благостроение; радуйся, уготовляяй просящим изобилие.
Радуйся,
многажды прошение предваряяй; радуйся, старым сединам силу обновляяй.
Радуйся,
многих заблуждших от пути истиннаго обличителю; радуйся, таин Божиих
верный
служителю. Радуйся, яко тобою зависть попираем; радуйся, яко тобою
благонравное
житие исправляем. Радуйся, Николае, великий Чудотворче. Кондак
9
Всякия утоли болезни, великий наш заступниче
Николае, растворяя
благодатная
врачевания, услаждающая души наша, сердца же веселящая всех усердно к
помощи
твоей притекающих, Богу же вопиющих: Аллилуиа. Икос 9
Кондак
10
Спасти хотя душу, плоть твою духови покорил еси
воистинну, отче наш
Николае:
молчаньми бо прежде и бореньми с помыслы, деянию богомыслие приложил
еси,
богомыслием же разум совершен стяжал еси, имже дерзновенно с Богом и
Ангелы
беседовал еси, всегда вопиющи: Аллилуиа. Икос 10
Стена еси похваляющим, преблаженне, чудеса твоя и
всем к заступлению
твоему
прибегающим; темже и нас, в добродетели убогих, от нищеты, напасти,
недугов и
нужд различных свобождай, вопиющих ти с любовию таковая: Радуйся, от
убожества
вечнаго изымаяй; радуйся, богатство нетленное подаваяй. Радуйся, брашно
негиблющее алчущим правды; радуйся, питие неисчерпаемое жаждущим жизни.
Радуйся, от мятежа и брани соблюдаяй; радуйся, от уз и пленения
свобождаяй.
Радуйся, преславный в бедах заступниче; радуйся, превеликий в напастех
защитниче. Радуйся, многих от погибели исхитивый; радуйся, безчисленных
неврежденно сохранивый. Радуйся, яко тобою лютыя смерти грешнии
избегают;
радуйся, яко тобою Жизнь Вечную кающиися получают. Радуйся, Николае,
великий
Чудотворче. Кондак
11
Пение Пресвятей Троице паче иных принесл еси,
преблаженне Николае,
умом, словом
и делом: многим бо испытанием правоверная повеления уяснил еси, верою,
надеждою
и любовию наставляя нас в Троице Единому Богу воспевати: Аллилуиа. Икос 11
Светозарную лучу во мраце жития сущим неугасимую
видим тя, Богом
избрание отче
Николае: с невещественными бо ангельскими светы беседуеши о несозданном
Троическом свете, верных же души просвещавши, вопиющих ти таковая:
Радуйся,
озарение Трисолнечнаго света; радуйся, деннице незаходимаго солнца.
Радуйся,
свеще, Божественным пламенем возжженная; радуйся, яко угасил еси
бесовский
пламень нечестия. Радуйся, светлое правоверия проповедание; радуйся,
доброзрачное света евангельскаго сияние. Радуйся, молние, ереси
пожигающая;
радуйся, громе, устрашающий соблазняющия. Радуйся, истиннаго научителю
разума;
радуйся, таинственнаго изъявителю ума. Радуйся, яко тобою попрася
поклонение
твари; радуйся, яко тобою научихомся поклонятися Творцу в Троице.
Радуйся,
Николае, великий Чудотворче. Кондак
12
Благодать, данную ти от Бога, сведущии, радующеся
твою память празднуем
по
долгу, преславный отче Николае, и к чудному заступлению твоему вседушно
притекаем; преславных же твоих деяний, яко песка морскаго и множества
звезднаго
исчести не могуще, недоумением объяти бывше, вопием к Богу: Аллилуиа. Икос 12
Поюще твоя чудеса, восхваляем тя, всехвальне
Николае: в тебе бо Бог, в
Троице
прославляемый, дивно прославися. Но аще и попремногу составленныя от
души
псалмы и песни приносим ти, Чудотворче святый, ничтоже творим равно
дарованию
чудес твоих, имже удивляющеся, вопием к тебе таковая: Радуйся, Царя
царствующих
и Господа господствующих служителю; радуйся, служителей Его небесных
сожителю.
Радуйся, людем верным поможение; радуйся, рода христианскаго
возвышение. Радуйся,
победы тезоименитый; радуйся, венченосче нарочитый. Радуйся, всех
добродетелей
зерцало; радуйся, всех притекающих к тебе крепкое забрало. Радуйся, по
Бозе и
Богородице все наше упование; радуйся, телес наших здравие и душ
спасение.
Радуйся, яко тобою от вечныя смерти свобождаемся; радуйся, яко тобою
безконечныя жизни сподобляемся. Радуйся, Николае, великий Чудотворче. Кондак
13
О пресвятый и пречудный отче Николае, утешение всех скорбящих, нынешнее наше приими приношение и от геенны избавитися нам Господа умоли богоприятным твоим ходатайством, да с тобою воспеваем: Аллилуиа. (Этот кондак читается
трижды, затем икос 1 и кондак 1)
Молитвы святителю и
чудотворцу Николаю Молитва первая
Молитва вторая
Молитва третья
Молитва четвертая
Молитва пятая
Молитва шестая
Тропари
святителю Николаю,
архиепископу Мир
Ликийскому
Тропарь, глас 4
Кондак, глас 3
Тропарь на
перенесение мощей святителя и чудотворца Николая,
архиепископа Мир
Ликийских
Тропарь, глас 4
Кондак, глас 3
Величание
Святитель Николай родился во второй половине III века в городе Патары, области Ликии в
Малой Азии. Родители его Феофан и Нонна были из благородного рода и
весьма
зажиточны, что не мешало им быть благочестивыми христианами,
милосердными к
бедным и усердными к Богу. Все необычное поведение ребенка показало родителям, что он станет великим Угодником Божиим, поэтому они обратили особое внимание на его воспитание и постарались, прежде всего внушить сыну истины христианства и направить” его на праведную жизнь. Отрок вскоре постиг, благодаря богатым дарованиям, руководимый Святым Духом, книжную премудрость. Успевая в учении, отрок Николай успевал также и в
благочестивой жизни.
Его не
занимали пустые беседы сверстников: заразительный пример товарищества,
ведущий
к чему-либо худому, ему был чужд. Благочестивая жизнь юного Николая скоро стала
известной всем
жителям города Патары. Епископом в этом городе был его дядя, по имени
тоже
Николай. Заметив, что племянник выделяется среди других молодых людей
добродетелями
и строгой подвижнической жизнью, он стал уговаривать родителей отдать
его на
служение Господу. Они охотно согласились, потому что еще перед
рождением сына
дали такой обет. Дядя епископ посвятил его в пресвитера. При совершении над святителем Николаем Таинства священства, епископ, исполненный Духа Святого, пророчески предсказал народу великое будущее Угодника Божиего: “Вот, братие, я вижу новое солнце, восходящее над концами земли, которое явится утешением для всех печальных. Блаженно то стадо, которое удостоится иметь такого пастыря! Хорошо он будет пасти души заблудших, питая их на пажитях благочестия; и всем, находящимся в бедах, явится теплым помощником!” Приняв сан священника, святитель Николай стал проводить еще более строгую подвижническую жизнь. По глубокому смирению он совершал свои духовные подвиги наедине. Но Промыслу Божию угодно было, чтобы добродетельная жизнь святителя направляла и других на путь истины. Дядя епископ отправился в Палестину, а
управление
своей
епархией поручил своему племяннику пресвитеру. Он всей душой отдался
выполнению
многотрудных обязанностей епископского управления. Много добра сделал
он своей
пастве, проявляя широкую благотворительность. К тому времени родители
его
умерли, оставив ему богатое наследство, которое все он употребил на
оказание
помощи неимущим. Следующий случай свидетельствует, к тому же, о его
крайнем
смирении. В Патарах жил один бедный человек, у которого были
три
дочери красавицы. Он был настолько беден, что ему не на что было выдать
замуж
своих дочерей. До чего может довести нужда человека, недостаточно
проникнутого христианским сознанием! Но, к счастью, в их городе был добрый пастырь,
святитель
Николай, бдительно следивший за нуждами своей паствы. Получив от
Господа
откровение о преступном намерении отца, он решил избавить его от
телесной
нищеты, чтобы тем самым спасти его семейство от духовной гибели. Он
задумал
оказать благодеяние так, чтобы никто не знал о нем, как о благодетеле,
не знал
даже тот, кому он сделал добро. Взяв большой узел с золотом, в полночь, когда все спали и не могли его видеть, он подошел к хижине несчастного отца и через окно бросил внутрь золото, а сам поспешно возвратился домой. На утро отец нашел золото, но не мог ведать, кто был его тайным благодетелем. Решив, что Сам Промысел Божий послал ему эту помощь, он возблагодарил Господа и вскоре смог выдать замуж старшую дочь. Святитель Николай, когда увидел, что его
благодеяние
принесло надлежащий плод, решил довести его до конца. В одну из
следующих ночей
он также тайно бросил через окно в хижину бедняка другой мешок с
золотом. Не долго ему пришлось ждать: скоро пришел и в
третий
раз
добрый пастырь Христов. Услышав звон упавшего золота, отец поспешно
вышел из
дома и догнал своего тайного благодетеля. Узнав в нем святителя
Николая, он пал
к его ногам, целовал их и благодарил его как освободителя от духовной
гибели. По возвращении дяди из Палестины, святитель Николай сам собрался туда же. В пути на корабле он проявил дар глубокого прозрения и чудотворения: предвозвестил наступающую жестокую бурю и силой своей молитвы усмирил ее. Вскоре здесь же на корабле он совершил великое чудо, воскресив юношу матроса, который упал с мачты на палубу и разбился насмерть. В пути корабль часто приставал к берегу. Святитель Николай везде приложил заботы к врачеванию недугов местных жителей: одних исцелил от неизлечимых болезней, из других изгнал мучивших их злых духов, иным, наконец, подал утешение в скорбях. По прибытии в Палестину, святитель Николай поселился неподалеку от Иерусалима в селении Бейт-Жала (библейская Ефраффа), которое находится на пути в Вифлеем. Все жители этого благословенного села — православные; там находятся две православные церкви, из которых одна, во имя святителя Николая, построена на том месте, где некогда проживал святитель в пещере, служащей теперь местом поклонения. Есть предание, что во время посещения святых мест
Палестины,
святитель Николаи пожелал однажды ночью помолиться в храме; подошел к
дверям,
закрытым на замок, и двери Чудесной Силой сами открылись, чтобы
Избранник Божий
мог войти в храм и исполнить благочестивое желание своей души. Воспламенев любовью к Божественному Человеколюбцу,
святитель
Николай возымел желание навсегда остаться в Палестине, удалиться от
людей и
втайне подвизаться перед Небесным Отцом. Желая удалиться от суеты мирской, святитель Николай
отправился не в Патары, а в Сионскую обитель, основанную его дядей
епископом,
где он был принят братиею с большой радостью. В тихом уединении
монашеской кели
он думал остаться на всю жизнь. Но наступило время, когда великий
Угодник Божий
должен был выступить верховным руководителем Ликийской Церкви, чтобы
просвещать
людей светом евангельского учения и своей добродетельной жизнью. Получив сие божественное откровение, старец епископ
сообщил о нем
другим, которые, в чаянии милости Божией, еще усилили свои молитвы. С
наступлением ночи старец епископ стал в
притворе
храма, ожидая прибытия избранника. По имени и глубокому смирению прибывшего, старец убедился, что он и есть избранник Божий. Он взял его за руку и повел на собор епископов. Все с радостью приняли его и поставили на середину храма. Несмотря на ночное время, весть о чудесном избрании разнеслась по городу; собралось множество народа. Старец епископ, сподобившийся видения, обратился ко всем со словами: “Примите, братие, своего пастыря, которого помазал для вас Святой Дух и которому он поручил управление ваших душ. Не человеческий собор, а Суд Божий поставил его. Вот теперь мы имеем того, кого ждали, приняли и обрели, кого искали. Под его мудрым руководством мы смело можем надеяться предстать Господу в день Его славы и суда!” При вступлении в управление Мирликийской епархией, святитель Николай сказал сам в себе: “Теперь, Николай, твой сан и твоя должность требуют от тебя, чтобы ты всецело жил не для себя, а для других!” Теперь он не стал скрывать свои добрые дела
для блага
паствы и для прославления имени Божиего; но был, как всегда, кроток и
смирен
духом, незлоблив сердцем, чужд всякой надменности и своекорыстия;
соблюдал
строгую умеренность и простоту: носил простую одежду, вкушал постную
пищу раз в
сутки — вечером. Целый день великий архипастырь творил дела благочестия
и
пастырского служения. Двери его дома были открыты для всех: каждого он
принимал
с любовью и радушием, являясь для сирот отцом, для нищих — питателем,
для
плачущих — утешителем, для притесненных — заступником. Паства его
процветала. Но приближались дни испытаний. Церковь Христова подверглась гонениям императора Диоклетиана (285—30 гг.). Храмы разрушались, божественные и богослужебные книги сжигались; епископы и священники заключались в темницы и предавались пыткам. Все христиане подвергались всяческим обидам и мучениям. Гонение дошло и до Ликийской Церкви. Святитель Николай в эти трудные дни поддерживал в вере свою паству, громко и открыто проповедуя имя Божие, за что был заключен в темницу, где не переставал укреплять веру среди заключенных и утверждал их в крепком исповедании Господа, чтобы они были готовы пострадать за Христа. Преемник Диоклетиана Галерий прекратил гонения. Святитель Николай, по выходе из темницы, снова занял Мирликийскую кафедру и с еще большей ревностью отдался исполнению своих высоких обязанностей. Он прославился особенно ревностью по утверждению Православной веры и искоренению язычества и ересей. r> Особенно сильно пострадала Церковь Христова в начале IV века от ереси Ария. (Он отвергал божество Сына Божия и не признавал Его Единосущным Отцу.) Желая водворить в стаде Христовом мир, потрясенный ересью Ариева лжеучения. Равноапостольный император Константин созвал Первый Вселенский Собор 325 года в Никее, где под председательством императора собрались триста восемнадцать архиереев; здесь было подвергнуто осуждению учение Ария и его последователей. Особенно подвизались на этом Соборе святитель Афанасий Александрийский и святитель Николай. Прочие святители защищали Православие помощью своего просвещения. Святитель Николай же защищал веру самою же верою — тем, что все христиане, начиная с Апостолов, веровали в Божество Иисуса Христа. Есть предание, что во время одного из соборных
заседаний,
не
стерпев богохульства Ария, святитель Николай ударил этого еретика по
щеке. Отцы
Собора сочли такой поступок излишеством ревности, лишили святителя
Николая
преимущества его архиерейского сана — омофора и заключили его в
тюремную башню.
Но вскоре они убедились в правоте святителя Николая, тем более, что
многие из
них имели видение, когда пред их очами Господь наш Иисус Христос подал
святителю Николаю Евангелие, а Пресвятая Богородица возложила на него
омофор.
Они освободили его из заключения, возвратили ему его прежний сан и
прославили
его как великого Угодника Божиего. Местное предание Никейской Церкви не только верно сохраняет память о святителе Николае, но и резко выделяет его из числа трехсот восемнадцати отцов, которых считает всех своими покровителями. Даже турки-мусульмане имеют глубокое уважение к святителю: в башне они до сего времени бережно хранят ту темницу, где был заключен этот великий муж. По возвращении с Собора святитель Николай продолжал свою благотворную пастырскую деятельность по устройству Церкви Христовой: утверждал в вере христиан, обращал к истинной вере язычников и вразумлял еретиков, спасая тем их от гибели. Заботясь о духовных нуждах своей паствы, святитель Николай не пренебрегал удовлетворением их телесных потребностей. Когда в Ликии наступил великий голод, добрый пастырь, чтобы спасти голодающих, сотворил новое чудо: один торговец нагрузил большой корабль хлебом и накануне отплытия куда-то на запад увидел во сне святителя Николая, который повелел ему доставить весь хлеб в Ликию, ибо он покупает у него весь груз и дает ему в задаток три золотые монеты. Проснувшись, купец был очень удивлен, найдя зажатыми у себя в руке действительно три золотые монеты. Он понял, что это было повеление свыше, привез хлеб в Ликию, и голодающие были спасены. Здесь он рассказал о видении, и граждане по его описанию узнали своего архиепископа. Еще при жизни своей святитель Николай прославился как умиротворитель враждующих, защитник невинно осужденных и избавитель от напрасной смерти. В царствование Константина Великого в стране Фригии
вспыхнул
мятеж. Для его усмирения царь послал туда войско под начальством трех
воевод:
Непотиана, Урса и Эрпилиона. Корабли их прибило бурей к берегам Ликии,
где им
пришлось стоять долго. Припасы истощились, — стали грабить население,
которое
сопротивлялось, причем произошла жестокая схватка у города Плакомат.
Узнав об
этом, святитель Николай лично прибыл туда, прекратил вражду, затем
вместе с
тремя воеводами отправился во Фригию, где добрым словом и увещеванием,
без
применения военной силы, усмирил мятеж. Здесь ему сообщили, что во
время его
отсутствия из города Миры тамошний градоправитель Евстафий невинно
осудил на
смертную казнь трех граждан, оклеветанных врагами. Святитель Николай
поспешил в
Миры и с ним — трое царских воевод, которым очень полюбился этот добрый
архиерей, оказавший им великую услугу. В Миры прибыли они в самый момент казни. Палач уже заносит меч, чтобы обезглавить несчастных, но святитель Николай властной рукой вырывает у него меч и повелевает освободить невинно осужденных. Никто из присутствующих не осмелился противиться ему: все поняли, что творится воля Божия. Трое царских воевод дивились сему, не подозревая, что вскоре и им самим понадобится чудесное заступничество святителя. Возвратившись ко двору, они заслужили почет и
благосклонность
царя, чем вызвали зависть и вражду со стороны прочих царедворцев,
которые
оклеветали перед царем этих трех воевод, будто они пытались захватить
власть.
Завистливые клеветники сумели убедить царя: трое воевод были заключены
в
темницу и осуждены на смерть. Тюремный сторож предупредил их, что казнь
должна
состояться на другой день. Невинно осужденные стали горячо молиться
Богу, прося
заступничества через святителя Николая. В ту же ночь Угодник Божий
явился во
сне царю и властно потребовал освобождения трех воевод, угрожая поднять
мятеж и
лишить царя власти. Святитель во время своей жизни оказывал помощь людям, даже совсем его не знавшим. Однажды корабль, плывший из Египта в Ликию, был застигнут сильнейшей бурей. Сорвало на нем паруса, сломало мачты, волны готовы были поглотить корабль, обреченный на неминуемую гибель. Никакие силы человеческие не могли ее предотвратить. Одна надежда — просить помощи у святителя Николая, которого, правда, ни один из этих моряков никогда не видел, но все знали о его чудесном заступничестве. Погибающие корабельщики стали горячо молиться, — и вот святитель Николай появился на корме у руля, стал управлять кораблем и благополучно привел его в гавань. Обращались к нему не только верующие, но и
язычники,
и
святитель отзывался своей неизменной чудной помощью всем, искавшим ее.
У спасаемых
им от телесных бед он возбуждал раскаяние в грехах и желание исправить
свою
жизнь. До глубокой старости сподобил Господь дожить Своего
великого
Угодника. Но наступило время, когда и он должен был отдать общий долг
человеческого естества. При жизни своей святитель Николай был благодетелем рода человеческого; не перестал он им быть и после своей смерти. Господь сподобил его честное тело нетления и особой чудотворной силы. Мощи его начали — и продолжают по сей день — источать благоуханное миро, обладающее даром чудотворения. Прошло семьсот с лишним лет после кончины Угодника Божиего. Город Миры и вся Ликийская страна были разрушены сарацинами. Развалины храма с гробницей святителя были в запустении и охранялись лишь несколькими благочестивыми монахами. В 1087 году святитель Николай явился во сне одному
апулийскому
священнику города Бари (в южной Италии) и повелел перенести его мощи в
этот
город. Чудесно сохранившаяся гробница белого мрамора была
вскрыта. Она
оказалась наполненной до краев благоуханным миром, в котором и были
погружены
мощи святителя. Не имея возможности взять большую и тяжелую гробницу,
баряне
переложили мощи в заготовленный ковчег и отправились в обратный путь. Множество чудес происходило от них. Через два года
была
закончена
и освящена нижняя часть (крипт) нового храма и во имя Святого Николая,
сооруженного нарочито для хранения его мощей, куда они и были
торжественно
перенесены папой Урбаном Вторым 1 октября 1089 года. Служба святителю, совершаемая в день перенесения
его мощей
из Мир
Ликийских в Барград — 9/22 мая — была составлена в 1097 году русским
православным иноком Печерской обители Григорием и русским митрополитом
Ефремом. Святая Церковь Православная чествует память
святителя Николая не
только
6 декабря ст. ст. и 9 мая ст. ст., но и еженедельно, каждый четверг,
особыми
песнопениями. вернутся на главную страницу
|
|