|
Акафисты перешли к нам из Греции всесте с другими
богослужебными
книгами. В
рукописях XI – XII веков уже встречаются их
переводы на славянский
язык.
В книге «Псалтирь с возследованием», напечатанной в 1495 году в Цетине, встречаются: служба акафисту Пресвятой Богородице и служба акафисту честному пророку и Крестителю Иоанну. Молитвослов 1520 года, напечатанный в Венеции, содержит службу акафисту Пресвятой Богородице. А в издании 1525 года известного богослова Франциска Скорины появляются уже акафисты на всю неделю. Они представлены в таком порядке: Живоносному Гробу Господню и Воскресению; святому Архангелу Михаилу; святому Иоанну Предтече; Божией Матери; апостолам Петру и Павлу; святителю Николаю; Животворящему Кресту и Господу Иисусу. Отдельные издания акафистов на славянском языке дошли до нас начиная с 1625 года; это были изданные Киево-Печерскою Лаврю «Акафисты» с предисловием наместника Лавры иеромонаха Филофея Кизаревича. Там же толкуется и само слово акафист: «Неседальны, то есть молитвы и поздоровенья же без седенья отправоватися мает». В это издание вошло три акафиста: Причистой Богородице; Иисусу Сладчайшему и Успению Владычицы нашей. Около 1630 года к прежним изданиям акафистов присоединяется славянское издание акафиста всем святым сочинения константинопольского партриарха Филофея (+1376). За XVII век было десятнадцать изданий акафистов в Киеве, Чернигове, Кракове, Могилеве, Вильне, Почаеве, Москве и Львове. В XVIII веке появились новые акафисты: великомученице Варваре; Алексию, человеку Божию; святителю Николаю; и еще Пресвятой Богородице. Составители акафистов не всегда стояли на высоте своей задачи. Поэтому в Духовном регламенте Петра I (1721 год) Святейшему Синоду указывалось: разыскать и рассмотреть акафисты, которые «наипаче в наши времена в Малой России сложена суть не малое число и употреблять их по преимуществу дома, а не в церкви, дабы совести человеческой не отягощали». За распространение
акафистов в народе взялись преимущественно униаты, которые хотели
представить
себя более богатыми церковными песнопениями по сравнению с
православными.
Униатами в Почаеве были изданы несколько сборников акафистов, которыми
пользовались и православные. Лишь после того как в 1823 году киевский
митрополит Евгений подал представление Синоду о непечатании более
почаевских
акафистов и Синод утвердил его, почаевские сборники перестали
издаваться. В течение первой
половины XIX
века появились
еще несколько акафистов: святителю Алексию; благоверному князю Даниилу
Московскому сочинения митрополита Платона; святителю Димитрию
Ростовскому
сочинения князя Г.П. Гагарина и другой – священника Алексеева;
святителям
Стефану Пермскому и Митрофану Воронежскому сочинения князя П.А.
Ширинского-Шихматова. В 1845-49 годах
появились акафисты митрополита Иннокентия Херсонского; и любовь народа
к
акафистам разгорелась с необыкновенною силою. Преосвященный Иннокентий
в
послании архиепископу Рязанскому Гавриилу писал: «Народ весьма
любит подобные
вещи и услаждается ими. Не все же проповедовать; можно подавать
духовную пищу и
таким образом... Опыт показывает, что это одно из любимейших чтений для
православного народа». Митрополитом Иннокентием
было написано шесть акафистов: Пресвятой Троице; Страстям Христовым;
Гробу и
Воскресению Господню; Покрову Пресвятой Богородицы; святому Архангелу
Михаилу;
ко Причащению Святых Таин. Эти акафисты были несколько раз изданы,
каждый в
отдельности и все вместе. Еще строже владыка
московский отзывался об акафистах в 1854 году в письме к наместнику
Троице-Сергиевой Лавры архимандриту Антонию: «Об акафистах моя
мысль, чтобы
употреблять древние – Иисусу Сладчайшему и Божией Матери и не вводить
новых,
которые дозвалено было напечатать, но которые не получили еще полного
характера
церковного». В 1861 гду святитель
Филарет писал к владыке новгородскому, а потом и к обер-прокурору
Синода,
записку об акафистах, в которой сетовал об излишнем умножении
акафистов,
составляемых из множества неопределенных и изысканных хвалебных
выражений, мало
способных вразумлять и назидать читающего или слышащего. Действительно,
из
позднейших акафистов некоторые были скудны содержанием, но изобиловали
излишними поторениями и широкими буквальными заимствованиями из прежних. Составили следующих
акафистов учли замечания святителя Филарета и старались избегать
неопределенностей и невразумительности в их содержании. Вторая половина
XIX века
стала временем расцвета акафиста. За полувек
их появилось более сотни. С тех пор акафисты стали одним из самых
проникновенных выражений молитвенного воодушевления православного
народа. О
самых известных из акафистов расскажем несколько подробнее. Об акафистах Спасителю
известно, что акафист Иисусу Сладчайшему существовал уже в XIII веке; он встречается в
греческих рукописях того
времени. Существует предположение, что он составлен в Студийской
обители на
Афоне. Его славянский перевод сохранился в рукописи 1475 года в
Следованной
Псалтири, хранившейся в Московской Духовной Академии. Акафист Честному Кресту
Господню – творение константинопольского патриарха Исидора (+1349), а
Гробу
Господню и Воскресению – патриарха Филофея (+1376). Славянские переводы
их
издаются в Вильне в 1525 году. Второй из этих акафистов впоследствии по
Духовному регламенту был изъят из употребления как несоответствующий
древним
мыслям Церкви и предметах пения. В 1798 году в Почаевском издании
встречаются
акафисты Страстям Христовым и Причащению. Этими четырьмя акафистами в
качестве
исходных воспользовался митрополит Иннокентий при написании своих
акафистов. В 1861 году появился
акафист Воскресению Христову сочинения бароне Нольде, а в 1872 году –
другой
акафист Воскресению сочинения протоиерея Луки Ефремова. Древнейшим из них
считается акафист Благовещению Пресвятой Богородицы (часто
именовавшийся просто
как акафист Пресвятой Богородице), составленный в VII веке диаконом константинопольской Церкви Георгием
Писидийским. На Афоне, в монастыре Дионисиате, доныне показывают святую
икону
Божией Матери, пред которой в 626 году в первый раз этот акафист был
читан
патриархом Сергием. В IX веке акафист Благовещению Пресвятой Богородицы
вошел в уставы монастырей Студийского и святого Саввы, а потом
распространился
по всей Восточной Церкви. На Афоне, в Павловском монастыре, акафист
Благовещению Пресвятой Богородицы написан красками на стене паперти, а
в
Иверском монастыре - на потолке притвора. В печати на славянском
языке акафист Благовещению Пресвятой Богородицы известен с 1496 года.
Прежде в
Московской синодальной библиотеке хранилась замечательная греческая
рукопись
акафиста – с двадцатью четырьмя изображениями по золотому полю. Она
была
прислана в 1662 году в Москву царю Алексею Михайловичу из
Константинополя, где
некогда составляла собственность византийского царя Алексия Комнена.
Существует
два перевода акафиста Благовещению на русский язык: один – святителя
Филарета
Московского, другой – профессора Духовной Академии Е. Ловягина. Второй по древности
акафист – акафист Успению Пресвятой Богородицы сочинения
константинопольского
патриарха Исидора (+1349). Славянский перевод его появился в печати в
1625
году. Все следующие
Богородичные акафисты написаны в России. Это упоминавшийся выше акафист
Покрову
Пресвятой Богородицы митрополита Иннокентия. Это акафисты особо
почитаемым
чудотворным иконам Божией Матери: пред Иверской иконой, издания 1861
года; в
честь явления Казанской иконы, издания 1869 года; пред Тихвинской
иконой,
издания 1883 года; пред иконой Неопалимая Купина, издания 1884 года и
др. Можно
сказать, что за XIX век в России
были написаны акафисты почти всем почитаемым иконам Божией Матери и
сонму
святых подвижников. Из
древнейших акафистов
святым угодникам напомним об акафисте всем святым сочинения патриарха
Филофея и
акафистах преподобному Сергию и благоверному князю Даниилу Московскому,
оба
сочинения митрополита Платона.
В XX веке традицию составления акафистов продолжил патриарх Сергий. Им в 1944 году были составлены акафисты в честь Владимирской и Донской икон Пресвятой Богородицы. Эти акафисты вошли в сегодняшний обиход Русской Православной Церкви.
Весьма многие из
христиан часто читают какой-либо акафист Пресвятой Богородице и знают
его
наизусть; однако в понимании отдельных славословий его возникают
затруднения.
То же можно сказать и о других песнопениях.
Пресвятая Дева Мария
есть Царица, ибо родила Христа, Царя неба и земли. Как Матерь Господа и
Царица
Она предстоит престолу Своего Сына одесную, выше херувимов и серафимов.
Как Царица
по данной Ей благодати Она Сама имеет власть заступать, охранять и
ущедрять
милостями всех прибегающих в Ее державный Покров.
Наименование Пресвятой
Богородицы – Богоневеста употребляется весьма часто. Взято оно из книги
царя
Соломона Песнь Песней, где в образе восторженной взаимной любви жениха
брата и
невесты сестры (Песн.4, 9; 8,1) изображается тесный духовный союз
Христа с
Церковью. Пресвятая Дева Мария как Матерь по плоти Господа Иисуса
Христа есть
первый и главный член основанной Им Церкви – и потому Она, по
преимуществу,
именуется в духовном смысле Его Невестою. «Радуйся, Невеста,
которой обручитель есть Дух Святый, а Жених – Христос», - взывает
к Ней святой
Иоанн Дамаскин в слове на Рождество Богородицы. Также из книги «Песнь
Песней» взято наименование таинственной невесты – Всенепорочная:
Вся добра еси
ближняя Моя, и порока несть в Тебе (Песн. 4, 7). Кроме того, такое
именование приличествует Ей по внутреннему Ее убранству (Пс.44, 14), то
есть по
нравственным совершенствам и добродетелям. Предопределенная Промыслом
Божиим
быть Материю Бога Слова Она заранее предочищалась Духом Святым для
этого
великого Таинства от всего нечистого и греховного и, наконец, дошла до
такой
нравственной красоты и совершенства, что Бог Слово снизшел в Нее, как в
царскую
палату, как в светлый и богато убранный брачный чертог. Престол огненный
(огнеобразный) Во чреве Пресвятой Девы
Марии Бог Слово восседал, как на огненном престоле, виденном пророками
Даниилом
(Дан. 7, 9) и Иезекиилем (Иез. 1, 26-27). Пресвятая Дева Мария
именуется Престолом огненным Вседержителя, ибо вселившийся в Нее
Господь есть
Огнь, поедающий все нечистое и греховное и разливающий повсюду свет
мира и
благодати. От близкого соприкосновения с божественным Огнем
Всенепорочная Дева,
осеняемая Духом Святым, явилась чистою от всего греховного и Сама стала
светоносною. В 17-й главе книги Чисел
описывается, как Господь Бог для прекращения распрей о божественном
избрании
дома Ааронова и колена Левиина повелел Моисею взять от каждого колена
жезл,
означенный его именем, и положить их все вместе в скинии. Через одну
ночь жезл
Аарона произрастил ветвь, цвет и плод: И се прозябе жезл Аарона в дому
Левиине
и израсти ветвь, и процветоша цвети, и израсти орехи (Чис. 17, 8). Эта ветвь жезла, чудесно
процветшая, принесшая плод и никогда потом не увядавшая, прообразовала
собою
Пресвятую Деву Марию. Она чудесно произошла от бесплодных родителей,
подобно
тому, как чудесно произошел цвет от сухого жезла Ааронова. Из всей Ветхозаветной
Церкви Пресвятая Дева Мария была поистине самый лучший стебелек,
чудесно
процветший и принесший чудные плоды нравственного совершенства.
Поистине Она
цвет неувядаемый – по неувядаемости Своей девственной чистоты и
непорочности. В
этом же смысле именуеся Она в акафистах – цветом нетления. По отношению к Рождению
Господа Пресвятая Богородица именуется также таинственным жезлом,
произрастившим цвет неувядаемый, то есть означается именем самого жезла
Ааронова: «Радуйся, Богоневеста, таинственный жезл,
произрастивший цвет
неувядаемый». Жезл Ааронов вопреки
законам природы произрастил неувядаемый цвет, так и Дева Мария,
оставаясь
девою, вопреки законам природы зачала и родила неувядаемый цвет –
Богочеловека.
Из канона Введению во храм Пресвятой Богородицы: «Процвел некогда
жезл Ааронов,
прообразовав Твое, Пречистая, божественное рождение, что Ты зачнешь
безсеменно,
пребудешь нетленною и по рождении явишься девствующею, питая Младенца,
Бога
всех». Яблоко благовонное В книге Песнь Песней
Богочеловек для показания превосходства Его пред сынами человеческими,
именуется яблонею, находящейся среди деревьев лесных: «Яко яблонь
посреде
древес лесных: так брат Мой посреде сынов; под сень Его восхотех и
седох, и
плод Его сладок в гортани моем (Песнь 2, 3). Рождшая благоухание
Единого Царя. Обоняние Христова благоухания Пресвятая Богородица
именуется также обонянием (запахом) Христова благоухания. Подобно тому,
как
сосуд удерживает запах благовонного вещества, бывшего в нем, так и
Богоматерь
сделалась причастною святости Святейшего Святых, бывшего во чреве Ее. Сладкоуханный крин
(Благоуханная лилия) В книге Песнь Песней
жених говорит о своей невесте: Якоже крин в тернии, тако искренняя Моя
посреде
дщерей (Песн. 2, 2). То же самое и Жених –
Христос мог сказать о Богоневесте – Пресвятой Деве Марии. По Своей
девственной
чистоте Она точно была среди дщерей человеческих, как благоуханная
лилия среди
терния. Из канона воскресного:
«Едину Тя Жених посреде терния крин, Дево, обрет, чистоты
блистанием светящуюся
и светом девства, Всенепорочная, Невесту восприят». Наименование это
заимствовано из следующего изречения книги Песнь Песней о таинственной
невесте:
Кто сия восходящая от пустыни, как столпы дыма, напоенная благовониями
от
смирны и ливана, от всяких порошков продающаго миро? (Песн. 3, 6). Это наименование
Пресвятой Богородицы заимствовано из того же изречения, что и
предыдущее (Песн.
3, 6). Во-первых: Пресвятая
Дева Мария есть миро многоценное по рождению Господа, Который есть
благоухание,
то есть как Помазанник (по-гречески Христос), помазан елеем радости
(Пс. 44,
8). По преизбытку сообщенных Ему даров Святого Духа Он безмерно
превосходит
всех помазанников – царей, первосвященников и пророков. (В Ветхом
Завете цари,
первосвященники и пророки обыкновенно помазывались на свое служение
возлиянием
елея на их главу.) Он обладает в высочайшей степени ведением пророка,
святостью
первосвященника и могуществом царя, которого даже самое имя – миро
излиянное
(Песн. 1, 2). Поэтому и Богоматерь называется миром многоценным как
причастная
славы рожденного от Нее Христа. В песнопениях Она именуется:
«Сосудом, миро
неистощимое на Нее излиянное приемшим».
В каноне на Успение
Пресвятая Богородица именуется: «Нетленным источником
живоначальнаго и
спасительнаго для всех воплощения Божия», а также:
«Живоначальным источником,
источающим разрушения для смерти и жизнь». В книге Бытия говорится:
Сотвори Господь Бог небо и землю, и всякий злак сельный, прежде даже
быти на
земли, и всякую траву сельную, прежде даже прозябнути: не бо одожди
Господь Бог
на землю, и человек не бяше делати ю (Быт. 2, 4-5). Святитель Иоанн Златоуст
говорит об этом так: «Эдем означает девственную землю. Насади, -
говорит
Писание, - Господь Бог рай во Едеме на востоцех (Быт. 2, 8), чтобы знал
ты, что
рай был делом рук не человеческих, ибо земля была девственною, не
принимала в
себя плуга, не была изборождена, но нетронутая руками земледельцев, по
одному
повелению Божию, произрастила древа. Поэтому-то Бог и назвал ее Эдемом,
что
означает девственная земля. Эта дева была образцом иной Девы. В акафисте Пресвятая
Дева Мария, как прообразованная первобытною землею, именуется в
отношении к
рождению Богочеловека: «Клас (колос) прозябшая (произрастившая)
Божественный,
яко нива, неоранная яве» и «Приобретением плода
безсмертнаго, земледелающею
земледелателя человеколюбиваго, произращающею Насадителя жизни нашей, -
нивою,
взращивающею многоплодие щедрот. В акафисте поется
«Одешевленная трапеза, хлеб жизни вместившая». Как первообраз
вехозаветной трапезы Пресвятая Богородица также именуется в
песнопениях:
«Трапезою, носящею (вместившею в Своей утробе) обилие
умилостивлений». «Иоаким и Анна,
веселитесь ныне, - взывает Святая Церковь в праздник Введения во храм
Пресвятой
Богородицы, - приводя во храм к Господу, как трехлетнюю юницу, чистую
будущую
Матерь Бога Христа, Царя всех, от вас родившуюся».
Глубокое смирение слышно
в Ее ответе на архангельское благовестие: Се раба Господня, буди Мне по
глаголу
Твоему (Лк. 1, 38). Тайну Своего высокого служения человечеству Она
смиренно
хранила в безмолвии, слагая все совершившееся с Нею в сердце Своем.
Чудное
смирение являла Она и тогда, когда по прославлении Божественного Сына
Своего,
достигла Сама неизреченного величия.
Очистилище Нового Завета
– Пресвятая Дева Мария, Которая чрез рождение Спасителя, соделала Его
близким к
человеку так, что Он явился плотоносцем на земле, жил вместе с людьми и
принес
Себя в жертву за них.
Утро обыкновенно бывает
свежим и чистым, когда утренняя заря принимает в себя первые лучи
блистательного
солнца и служит предтечею восхождения его на горизонт. Так Пресвятая
Дева Мария
есть свежее и чистое Утро по своей внутренней и внешней чистоте. Когда Архангел явился к
Ней с благовещением великой тайны безмужнего воплощения от Нее Сына
Божия, Она,
убоявшись за Свое девственное целомудрие, тотчас обнаружила пред ним
чистоту
Своей души, вопросив Ангела: Как будет это, когда Я мужа не знаю? (Лк.
1, 34) Как только приняла Она с
покорностию предвозвещенную Ей тайну: как утренняя заря восприняла в
Себя первые
лучи озарившего Ее Солнца – Христа, тотчас соделалась не только
предтечею
восхождения Его для спасения мира, но и согласно словам канона:
«Единою,
носившею Солнце – Христа, и жилищем Света». Наименование это,
выражающее на языке Церкви безмужнее рождение от Пресвятой Девы Марии
Господа
Иисуса Хриса, взято из книги пророка Иезекииля: И обрати мя (Господь),
-
говорит пророк, - на путь врат святых внешних, зрящих на востоки, и сия
бяху
затворена. И рече Господь ко мне: сия врата заключена будут и не
отверзнутся, и
никтоже пройдет ими, яко Господь Бог Израилев внидет ими, - и будут
заключена
(Иез.44, 1-2). В словах пророка под
образом святых врат, затворенных и оставшихся заключенными и после
того, как
прошел ими Господь, - предвозвещается всегдашнее заключение врат
(дверей)
девства Пресвятой Девы Марии, как до чудесного прохождения ими Господа,
так во
время и после сего проходения. Таинственные врата, виденные Иезекиилем,
были
обращены на восток. Это значит, что они были предназначены для входа
Господа
Иисуса Христа, Который именуется в Священном Писании Востоком (Лк. 1,
78). Пресвятая Богородица
именуется в песнопениях: «Дверь едина, еюже (через которую) Слово
пройде
едино». В воскресной стихире в
неделю святых жен Мироносиц поется: «О превелия Таинства! Зря
чудеса,
проповедую Божество: Еммануил бо естества убо врата отверзе, яко
человеколюбец,
девства же заключения не разруши, яко Бог: но еще от утробы пройде,
якоже
слухом вниде; тако воплотися, яко зачатся: безстрастно вниде,
несказанно изыде,
по пророку глаголющему: сия врата заключена будут, никтоже пройдет ими,
токмо
Един Господь Бог Израилев». Вереи и врата адова
Рождеством Своим сокрушившая Выражение: Сокрушать
вереи (укрепления); сокрушить врата и сломить вереи – неоднократно
употребляются
у пророков в смысле праведного гнева Божия на известные города (см.
Плач. 2, 9;
Амос. 1, 5; Ис. 45, 2). Отсюда взято и наименование Той, что родила
Победителя
ада, - «Рождеством Своим сокрушившая вереи и врата адова». Божественный вход (путь,
мост). Лествица небесная В акафистах Пресвятой
Богородице часто встречаются обращения к ней: «Лествица небесная,
благодатию
возвысившая всех от земли», «Божественный вход
спасаемых», «Мост, приводящий от
смерти к жизни», «Лествица небесная, еюже (которою) сниде
Бог». Пресвятая Дева Мария по
Своему естеству прежде находилась на земле, как и все прочие люди. Но
благодатию Божией Она удостоилась того, что коснулась самого неба, и
соделалась
для людей – Божественным путем ко спасению – лестницею, Своею
благодатию
возвышающею их от земли. Она стала мостом, переводящим людей от земли к
небесному блаженству – от смерти к вечной жизни. Поэтому в акафистах и
песнопениях поется о ней, как о лествице небесной. Легкий облак Наименование это взято
из 19-й главы книги пророка Исаии, которая начинается так: Се Господь
сидит на
облаце легце (Ис. 19, 1). Куда же пришел Иисус на сем облаке? И приидет
во
Египет, - далее пророчествует Исаия, - и потрясутся рукотворенная
египетская от
лица Его. Этими словами пророк
ясно указывает на то событие из жизни Спасителя, когда Он в
младенческом
возрасте, восседая на руках Пречистой Своей Матери – как на легком
облаке –
бежал от ярости Ирода в Египет, где тотчас по Его прибытии языческие
идолы
пали. Кроме того, Пресвятая
Богородица именуется легким облаком потому, что из Нее, как из облака,
воссияло
Солнце правды – Христос. Это облако именуется легким по изъяснению
святого
Амвросия Медиоланского: в том смысле, что Приснодева не была обременена
никаким
грехом. «Легкий облак, на
котором пришел Носимый нетленною дланью Пребожественный Иисус, сидящий
в славе
на престоле Божества», - поется в песнопениях. Пресвятая Дева Мария
есть гора – по высоте достоинства Матери Божией. Достоинство это
превознесло Ее
не только над людьми, но и над Ангелами, соделало Ее честнейшею херувим
и
славнейшую без сравнения серафим. В этом стысле Она именуется:
«Высотою
неизреченною» и «Высотою, недостижимою для мыслей
человеческих». Пресвятая Дева Мария
есть гора тучная, как плодоносная добродетелями, и Она есть гора
усыренная – то
есть орошеная благодатию Святого Духа. Во втором отделении
устроенной Моисеем скинии – в святилище находился изваянный из золота,
с семью
светилами светильник, в котором постоянно возжигался от жертвенного
алтаря
чистый елей (Исх. 25, 31-32; Лев. 24, 1-4). Светильник этот
прообразовал Пресвятую
Деву Марию, горевшую семью светилами Святого Духа и возжегшую во тьме и
сени
смертной невещественный Свет – Христа (Мф. 4,16). В каноне Спасителю
поется: «Сиянием, Дева, из Тебе возсиявшаго Света, ум мой озари,
сердце
просвети, тьму греховную отгоняющи и мглу лености моея
потребляющи». Песнопения называют
Пресвятую Богородицу – «Златой стамной, содержащей в себе манну,
услаждающую
чувства благочестивых». Златая стамна (ваза),
содержала в себе манну, питавшую и услаждавшую евреев во время их
странствования к земле обетованной и находилась в третьем отделении
Моисеевой
скинии – Святое Святых (Исх. 16, 32-36). Червленицой называлась в
переводе с греческого улитка, дающая багряную краску. Под божественною
порфирою
Царя разумеется плоть Богочеловека. В великом каноне Андрея Критского
читаем:
«Внутри чрева Твоего, Пречистая, соткалась мысленная порфира –
плоть
Еммануила». Наименование Богоматери
червленицею, кровями своими окрасившую порфиру Царя сил, указывает на
заимствование от Ее девственных кровей плоти Господа Иисуса Христа и
взято из
книги Песнь Песней. В своем слове на
Рождество Богородицы святой Иоанн Дамаскин взывает к Ней: «Ты из
девственных
кровей Твоих соткала пурпуровую одежду для Того, Кто говорит в песнях:
заплетение главы Твоея, яко багряница. Что украсилася еси, и что
усладилася еси
(Песн. 7, 5-6)?» Стена Наименование стена взято
из книги Песнь Песней (Песн. 8, 10), где таинственная невеста,
прообразующая
собою как Святую Церковь, так и лице Богоневесты – Девы Марии, именует
себя в значении
духовной силы и крепости – стеною. В числе сорока восьми
городов земли обетованной, данных Богом колену Левиину, шесть городов
было так
называемых убежных, назначенных для убежища неумышленным убийцам (Чис.
35, 6).
В этих городах они могли чувствовать себя в безопасности от поисков и
смертной
казни. По учению Церкви эти убежные города прообразовали Пресвятую деву
Марию. В слове на день Покрова
Божией Матери святитель Димитрий Ростовский
говорит: «Прибежище нам есть Пресвятая Дева, яко град убежания, к
Ней бо
прибегающии сокрушение не точию от рук мстителя адскаго свободни
бывают, но и
от самыя десницы Всемогущаго Бога и от меча гнева Его спасаются; от тех
силою
непобедимою, от Сея – молитвою и заступлением. Темже вси да притецем
немедленно
под омофор благоутробия Ея, выну простираемый над нами». В ветхозаветных убежных
городах неумышленные убийцы обязаны были жить до смерти великого
священника, то
есть первосвященника (Чис. 35, 25). Не прежде, как по смерти
первосвященника,
они могли свободно и безопасно возвратиться каждый в свое жилище. Так
же не
Крестная ли смерть великого Первосвященника – Господа Иисуса Христа,
принесшего
Самого Себя в жертву за грехи мира, даровала нам право, посредством
заступления
и помощи Пресвятой Девы Марии, свободно и безопасно от злых духов,
перейти
каждому в свое Небесное отечество – в горние обители Отца Небесного? Ной, спасший от всемирного
потопа всех, находившихся в устроенном им ковчеге, по учению Слова
Божия и
святых отцов Цекви прообразовал Господа Иисуса Христа, спасающего от
греховного
потопа всех, входящих в устроенный Им ковчег Святой Церкви Таинством
Крещения. Святой апостол Петр,
говоря о спасении в Ноевом ковчеге восьми душ от потопа, прибавляет:
Так и нас
ныне подобное сему образу крещение, не плотской нечистоты омытие, но
обещание
Богу доброй совести, спасает воскресением Иисуса Христа, Который,
восшед на
небо, пребывает одесную Бога (1 Петр. 3, 21-22). Пресвятая Дева Мария
есть Матерь по плоти основателя ковчега Церкви – Господа Иисуса Христа
и потому
именуется в канонах и акафистах: «От потопа греховного мир
спасшею», а также
как первое лице Церкви – управительницей новосозданного мира и
ковчегом.
«Радуйся, ковчег, - взывает святой Иоанн Дамаскин к Богородице в
слове на Ее
Рождество, - Богоустроенное жилище, управительница новосозданного мира,
от
Которой происходит Христос – новый Ной, наполняющий высший мир
нетлением». Священным местом Славы
Божией были в Ветхом Завете сначала скиния Моисеева, потом храм
Соломонов.
Моисей согласно повелению Господа освятил скинию и принадлежности ее
елеем
помазания (Исх. 40, 9-10). Сразу после этого: Покры облак скинию
свидения, и
славы Господни исполнися скиния (Исх. 40, 34). Огнеобразная колесница
Слова. Колесница солнца умнаго (духовнаго) По учению Церкви
Господь, сидящий на престоле, носимом херувимами, - это Бог Слово –
второе лице
Святой Троицы, а таинственная колесница знаменовала собой Пресвятую
Деву Марию,
во чреве Которой восседал Он, как на таинственных колесах, виденных
пророком
Иезекиилем. Пресвятая Дева Мария
именуется в акафистах и песнопениях: «Колесницею пресвятою Сущаго
на херувимах».
Еще также: «Колесницею Слова огнеобразною; Колесницею солнца
умнаго», ибо
Господь, вселившийся в Нее, есть огнь, сжигающий все нечистое и
греховное
(Втор. 4. 24; Евр. 12. 29), и духовное солнце, разливающее повсюду свет
мира и
благодати (Малах. 4, 2; Мф. 4, 16). От близкого
соприкосновения с этим божественным огнем всенепорочная Дева, осеняемая
Духом
Святым, соделалась, сколь возможно это для бренного существа, Ему
подобною,
явилась чистою и светоносною. В акафисте Пресвятая
Дева Мария именуется еще: «Преславным селением Сущаго на
серафимах». Наименование это
заимствовано из таинственного видения пророком Исаией (6, 1-4) Господа,
Которого славословили окружавшие Его серафимы. Селение то – преславное,
потому
что Пресвятая Дева Мария, вместив в Себя Господа славы, от сияния
которой, как
видел пророк Исаия, самые серафимы закрывают лица свои, исполнилась
этой славы
в степени, возможной для тварного существа. Одушевленный рай.
Богонасажденный сад Богонасажденный сад –
первобытное блаженное жилище человека (Быт. 2, 8) был украшен
множеством
красивых деревьев со вкусными плодами. В Писании сказано: И прозябе Бог
еще от
земли всякое древо красное в видение, и доброе в снедь (Быт. 2, 9). Но, как главным
украшением рая было стоявшее посреди его древо жизни (Быт. 2, 9), так и
Пресвятая Дева Мария имела посреди Себя, во утробе Своей, Древо жизни –
Господа. Как поется в акафисте: «Радуйся, одушевленный рай,
имеющий посреди
себя Древо жизни – Господа. Назначением плодов древа
жизни было предохранять тело человека от тления и смерти и чрез то
соделывать
его вечно блаженным. Не с целью ли духовно оживить подвергшегося через
грех
тлению и смерти человека возросло и божественное Древо – Господь Иисус
Христос?
– Сладость Его плодов оживляет подвергшихся тлению причащение Его с
верою. Древо жизни возросло в
раю без возделывания зесли руками человеческими: Не бо одожди Господь
Бог на
землю, и человек не бяше делати ю (Бвт. 2, 5). Не так ли возрасло и в
одушевленном раю Живоносное Древо – Господь Иисус Христос? В каноне на
Воздвижение Честного Креста поется: «Ты – таинственный рай,
Богородица,
невозделанно возрастивший Христа». Град всех Царя (Город
Царя всех) Наименование это взято
из 86-го псалма: Преславная глаголашася о тебе, граде Божий (Пс. 86,
3), то
есть великое возвещено о тебе, град Божий. Под градом Божиим разумеется
здесь
Иерусалим, что ясно видно из предыдущего стиха: «Любит Господь
Бог врата Сиона
паче всех селений Иаковлих». (Иерусалим часто именуется Сионом по
имени главной
горы, на которой он расположен.) По смерти Давида над
городом Иерусалимом воссияла особенная слава Божия. Царем Соломоном,
сыном
Давида, в нем был воздвигнут великолепный храм Господу Богу, Которому
благоугодно было утвердить именно в нем, а не в каком-то другом городе
иудейском,
жилище Себе. Город Иерусалим со времени сооружения в нем храма сделался
средоточием истинного богослужения для всего мира, местом для всех
драгоценным,
всеми посещаемым и благословляемым. Со всех сторон стремились к нему
сонмы
иудейского народа с молитвами и жертвами Богу отцов своих. По учению Церкви
Пресвятая Дева Мария относительно Своей славы подобна, но в несравненно
высшей
степени, городу Иерусалиму, о котором изречено – преславное. Она не
пользовалась вначале, также как и крепость Сионская, никакою внешнею
славою,
хотя и происходила из царского рода Давидова, но Господь Иисус Христос
благоволил соделать Ее как бы столичным городом для Своей
Богочеловеческой
природы: воздвигнув в Ней нерукотворенный дом плоти Своей, который в то
же
время был и славным храмом Божества Его. «Придем все видеть как
бы от малаго чертога раждающийся ныне город Божий, Ту, Которая имела
исход из
дверей чрева, но не знала входа сообщения, ибо Один Создатель прошел
сею дивною
стезею», - из канона Рождеству Богородицы. Во второй главе книги
пророка Даниила содержится описание знаменательного сновидения
Навуходоносора,
царя вавилонского. Огромная, сложенная из различных металлов статуя
сорушилась
камнем, отсекшимся от горы без помощи рук человеческих и потом
обратившимся в
великую гору и наполнившим всю землю (Дан. 2, 34-35). Навуходоносору,
как
изъяснил ему пророк, этим образом была представлена общая печальная
судьба
четырех великих земных царств (вавилонского, персидского, греческого и
римского), сорушение их царством Христовым и распространение Христова
царства
по всей земле. Таинственная гора, от
которой чудесным образом отсекся камень, и названная по этому случаю –
несекомою, знаменовала одушевленную гору – Пресвятую Деву Марию, от
Которой
чудесным образом, без нарушения Ее девственного состояния, благоволил
телесно
отсечься краеугольный камень – Христос (Ис. 28, 16). Руно одушевленное «Руно одушевленное, еже
(которое) Гедеон предвиде», - из слов канона. Святитель Димитрий
Ростовский говорит в слове на празднество явления иконы Божией Матери
во граде
Казани: «Побеждает Гедеон Мадиам сильно, и откуду прият ту силу?
Не от руна ли
орошеннаго, Пресвятую Богородицу прообразовавшаго?» Во-вторых, руно,
положенное на гумне, орошено было изобильною росою. Пресвятая Дева
Мария,
избранный член народа Божия, орошена была нисшедшим в Ее утробу
Небесным дождем
– Господом Иисусом Христом, как о том воспевает Церковь в каноне на
Рождество
Христово: «Яко дождь с небесе на руно сниде и воплотися нас
ради». Руно обильно
орошено было росою, между тем как земля оставалась сухою, - это значит,
что
языческие народы и сами иудеи оставались духовно сухими, одни – от
бесплодного
зноя языческого суеверия и многобожия, а другие – от того, что не
приносили
достойных плодов покаяния, тогда как во всем роде человеческом
Пресвятая Дева
была единственным лицем, на которое преизобильно излилась благодать
Святого
Духа и соделала Ее Матерью Бога Слова, Спасителя мира. Купина горящая, но не
сгораемая, которую увидел Моисей в земле Мадиамской при горе Хорив
(Исх. 3,
1-3), также служила прообразованием Пресвятой Девы Марии. «Облако всесветлое,
непрестанно осеняющее верных» и «Столп огненный, вводящий
человечество в высшую
жизнь», - именуют песнопения Пресвятую Богородицу. Как матерь духовного
Света Она, как огнеоблачный столп, разгоняет в сердцах верующих – новых
израильтян (Рим. 9, 6-8) мрак неверия и разливает свет истины:
«Радуйся,
огненный столп, путеводящий находящихся во мраке!» - поется в
акафисте. Как
обширнейшее облако, Она покрывает преданных Ей и молящихся Своим
милосердым
покровом от всех бед и зол настоящей жизни: «Радуйся, Покров
мира, обширнейший
облака!». Как древних евреев при
Чермном море преследовали фараон и египтяне (Исх. 14, 9-10), так
христиан в
бурном море жизни постоянно преследуют лукавый и его клевреты. В то
самое
время, как эти враги полагают уже овладеть верующими в Господа,
Пресвятая Дева,
подобно ветхозаветному огнеобразному столпу, отделяет одних от других –
освещает для христиан путь спасения, а врагов Церкви приводит в
смятение и
безнадежность. Святитель Димитрий
Ростовский в слове на празднество явления иконы Богородицы в граде
Казани
говорит: «Не отчаяваим Божия милосердия и якоже от греховных
волнений, сице и
от настоящих бед избавления: се бо имамы в пути жизни нашея
Премилостивую
Одигитрию, милосердую Наставницу, Пречистую Деву Богородицу, данную нам
от
Бога, аки столп Израильтяном, к обетованной земле ведущий, есть бо Она
столп
огнеоблачный, якоже вещает к Ней в акафисте Церковь: Радуйся, огненный
Столпе,
наставляяй во тьме сущих! Радуйся, Покрове миру, ширший облака! Огнь
есть не
вещественный, но Божественный, яко просвещающая во тьме сущих и к
разуму
Божественному всех наставляющая; облак есть, яко носившая Бога и
изливающая нам
дождь Божия милости и благодати. Столп есть, яко утверждающая ратующую
на земли
Церковь и от врагов видимых и невидимых защищающая, по Давидову
речению: Столп
крепости от лица вражия (Пс. 60, 4). Путеводительница и Наставница
есть, яко
руководствующая и наставляющая нас ко спасению: якоже наставила есть
Марию
Египетскую». Истинная лоза
виноградная. Лоза винограда Христова. Мысленный виноград Из виноградника Господня
– иудеев – принесшего при всем тщательном уходе за ним Небесного
Виноградаря
вместо добрых гроздьев – дикие ягоды (Ис. 5, 1-2), Пресвятая Дева Мария
оказалась истинною лозою виноградною, произрастившею зрелый грозд –
Христа, из
Которого источается вино духовной жизни и веселия для верующих. Церковные песнопения
именуют Пресвятую Богородицу: «Голубица, родившая
Милостиваго». Также и ранее в книге
Бытия упоминается о голубице. Ной, спасаясь в ковчеге от всемирного
потопа,
определенно узнал о приближающемся конце его после того, как вторая из
пущенных
им из ковчега голубиц возвратилась к нему, держа в клюве масличный
лист.
Пущенная в третий раз голубица к нему не возвратилась, чем совершенно
уверила
его в прекращении потопа (Быт. 8, 10-12). «Радуйся, Всенепорочная,
родившая путь жизни, спасшая мир от потопления греховнаго!» -
поется в
акафисте. Царево седалище Сын царя Израильского
Давида, Соломон, в одном из отделений своего дворца устроил судебную
палату,
где решались важные государственные дела. В ней стоял сделанный из
слоновой
кости и обложенный чистым золотом престол для восседания царя,
возвышавшийся
над седалищами прочих судей (3 Цар. 7, 7; 10, 18-19). Седалище Соломона было
облечено чистым золотом. Не облечена ли была и Пресвятая Дева Мария
чистым
золотом благодати Святого Духа? Шесть ступеней вели к седалищу
Соломона. Также,
не через многие ли ступени благодатного восхождения и Пресвятая Дева
Мария
дошла до того, чтобы сделаться седалищем небесного Соломона? Седалище
Соломона
возвышалось над седалищами прочих судей. И седалище Небесного Соломона
–
Пресвятая Дева Мария явилась гораздо выше херувимов, служищих
престолами Царю
славы. «Богомудрые родители
Богоматери получили достойный Бога небесный дар – седалище Бога,
превысшее
самих херувимов, родительницу Слова и Создателя» - из песнопений
на праздник
Рождества Пресвятой Богородицы. Воздействие Моисеева
жезла было погибельным для фараона, а для странствовавших евреев оно
было
напротив спасительным. Евреи шли по морю, как посуху; воды моря
раздвинулись
для них, возвысились и отвердели наподобие стены (Исх. 14, 16. 21-22;
15, 8).
То же следует сказать о Пресвятой Деве Марии. Чрез рождение Господа,
Она служит
для жестокого фараона сатаны – морем погибели; для верующих же в
Господа –
новых израильтян, которые яко страннии и пришельцы суть на земли (Евр.
11, 13),
Она служит морем спасения, твердою и непреоборимою стеною, защищающею и
охраняющею их в странствии от врагов видимых и невидимых. Поэтому
сказано: «Яко
стену прибежища стяжахом, и душ всесовершенное спасение, и пространство
в
скорбех, Отроковице». Камень, напоивший
жаждущих жизни В акафисте Пресвятая
Богородица именуется: «Камень, напоивший жаждущих жизни». Подобно этому, до
пришествия в мир Спасителя большая часть человечества иссыхала от
бесплодного
зноя языческого идолопоклонства и суеверия и могла духовно погибнуть от
жажды
живой воды – спасительной благодати. По благоволению Божию, не хотящему
духовной
смерти людей (Иез. 33, 11), от Пресвятой Девы Марии, как ударением в
камень, то
есть рождением от Нее чудодейственного жезла – Господа Иисуса Христа,
истекла
вода живоносной благодати, могущая утолить жажду вечной жизни всего
человечества (Ин. 7, 37-38). Святой апостол Павел в
образе камня, утолившего жажду евреев в безводной пустыне, созерцает
Самого
Господа Иисуса Христа (1 Кор. 10, 4). Не противоречит ли святому
апостолу
Церковь, относя наименование камня к Пресвятой Деве Марии? Нисколько.
Пресвятая
Дева соделалась камнем живоносной воды для человечества не Сама по
Себе, а чрез
Господа Иисуса Христа, потому Она именуется камнем, напоившим жаждущих
жизни
как Матерь Его по плоти. В акафистах и
песнопениях поется: «Радуйся, одежда нагих дерзновения, чрез
которую мы
облечены славою» и «Мы, прежде обнаженные чрез обольщение,
облечены в одежду
нетления чревоношением Твоим». Столп Девства.
Непоколебимый столп Церкви В книге «Песнь Песней»
таинственная невеста, в знак ее внутренней силы и
непобедимости,неоднократно
представляется под образом столпа (Песн. 4,4; 7,4). Пресвятая
Богородица
именуется в акафистах «Столпом Девства» как чудная и
беспримерная в роде
человеческом Дева, как первая из дочерей человеческих, явившая миру со
всею
ясностью красоту и достоинство девственного целомудрия. Умывальница (купель),
омывающая совесть В первом отделении
устроенной Моисеем скинии свидения – между алтарем жертвоприношений и
самою
скиниею находилась медная умывальница, из которой ветхозаветные
священники
омывались перед началом служения (Исх. 40, 30-32). Святое Святых большая.
Высшая Святого Святых. Святостию превышающая Святое Святых Святое Святых, то есть
священнейшее место, так называлось в Ветхом Завете третье отделение
скинии, где
хранился ковчег Завета. Оно доступно было одному только архиерею и то
только
однажды в год, когда нужно было приносить очистительную жертву за грехи
свои и
народа (Лев. 16, 6,7). Святое Святых предъизображало Богоприемное чрево
Пересвятой Богородицы, куда единою вошел безсеменно Орхиерей грядущих
благ –
Господь Иисус Христос, чтобы Самого Себя предуготовить в очистительную
жертву
за грехи всего мира (Евр. 9, 11-12). Сколько Господь Иисус
Христос превосходит ветхозаветного первосвященника и сколько
очистительная
жертва Его за грехи мира выше ветхозаветной очистительной жертвы,
настолько и
Пресвятая Богородица выше ветхозаветного Святого Святых. Ковчег, позлащенный
Духом. Одушевленный кивот Божий Важнейшую принадлежность
отделения скинии Святое Святых составлял ковчег Завета, иначе именуемый
кивот
свидения – ящик, содержавший в себе две скрижали Закона Божия. Он был
сделан по
повелению Божию из древ негниющих и позлащен вне и внутри золотом (Исх.
25,
10-11). По учению Церкви кивот
свидения Божия прообразовал Пресвятую Деву Марию, вместившую в себя не
скрижали
Закона, а Самого Законодателя. В каноне на Сретение
Господне говорится: «Благость Твоя, Христе, покрыла Небеса; ибо
исшедши из
кивота святыни Твоей неврежденной Матери, Ты явился в храме славы
Твоей, как
носимый на руках Младенец, и все наполнилось хвалою Тебе». По блаженном Успении Ее
святые апостолы несли одр с пречистым телом Ее для погребения через
Иерусалим в
Гефсиманию. В это время один из иудейских священников, по имени Афоний,
не принадлежавший
к числу верующих в Господа, с неистовою яростью устремился к одру со
злонамеренною целью низвергнуть на землю Пречистое тело Богородицы. Но
как
только его руки дерзновенно прикоснулись к одру, тотчас невидимым
действием
правосудия Божия они были отсечены. Издание
подготовлено и осуществлено совместно с
общиной Храма Христа Спасителя.
|
|