|
Великомученик Иоанн
Новый, Сочавский
День памяти: 2 июня по старому стилю
Много святых мужей, своею
благоугодию, добродетельною жизнью давших нам пример для подражания. И
в числе их находится Св.
Иоанн Сочавский.
Родиной этого мужа был Трапезунд, славный и великий город, лежащий в
сранах восточных, близ Ассирии и границы великой Армении. Изобилуя всем
необходимым, этот город служит удобным пристанищем для кораблей,
отовсюду приплывающих к нему: жители же его, имея пребывание свое при
море, занимаются торговлею и мореплаванием, откуда и приобретают себе
средства к существованию. Так точно и блаженный Иоанн занимался
торговлею и мореплаванием, совершая частые путешествия по
морю к разным городам. Однажды пришлось ему со значительным
запасом товаров войти на корабль иноземного мужа, который родом
был фряг, верою не восточного исповедания, нравом груб,
немилостив и бесчеловечен. Во время плавания святого с тем мужем,
начал враг-дьявол завидовать непорочной жизни Иоанна: он едва переносил
добродетельную жизнь блаженного, видя его молитву и пост, благонравие и
доступность для всякого, милосердие к терпевшему нужду на корабле и к
тем, кому приходилось болеть. Раб Христовый утешал таких людей, подавая
им необходимое от своего достатка, простирая им щедрую руку с помощью;
с глазами, полными слез, говорил он себе:
-Если окажешь милость страждующему брату, будешь и сам помилован; и
если утешишь скорбящего, и сам сподобишься утешения от Бога.
Невидимый враг видел это, завидовал и пытался оказать препятствие
святому на пути к спасению. Прежде всего он умыслился отторгнуть его от
благочестивой веры и вооружил на него врага видимого. начальника
корабля, державшегося другого вероисповедания; последний начал
досаждать правоверному рабу Христову спорами о восточном (православном)
благочестии. В многочисленных прениях о вере, которые были между ними
во время морского пути, Св. Иоанн, как человек весьма мудрый и искусный
в книжном учении, всегда одолевал фряга и обличал его неправомыслие; а
тот гневался на неодолимого воина Христова, раздражался, досаждал ему
многими укоризнами и из чувства вражды замыслил на него зло. Когда
возгаралась в нем такая вражда, корабль пристал к берегу у Белграда
(близ Босфора). Там злой корабельщик пошел к местному градоначальнику,
родом и верою персом, усердному хранителю своих отеческих преданий, и
взвел перед ним такую на Св. Иоанна:
- Начальник! Со мною на корабле прибыл сюда муж, который желает,
отказавшись от христианской веры, преданной отцами, приступить к вашей
вере и быть общником ваших преданий; во время морского пути он известил
меня об этом и многими клятвами подтверждал, что не переменит своего
намерения. Если ты позаботишься скорее привести его к единоверию с
вами, то тебе будет великая похвала от твоего народа, ибо этот муж
весьма искусен в слове и среди знатнейших вельмож города
Трапезунда не последний.
Услышав это, нечестивый начальник исполнился радости: на обычном
судебном месте, он повелел с почетом привесри к себе блаженного Иоанна
и сказал ему:
-Я много слышал о тебе, почтенный муж, - слышал, что ты возлюбил нашу
веру и хочешь приступить к ней. Наша вера имеет предметом честное
размышление и зажигает любовью к себе сердца тех, которые разумеют ее,
принимающим ее с радостью, она подает благополучную жизнь и долголетие;
христианская же вера достойна осмеяния. Почтенный друг! Не медли
отложить ее далее от себя и во все услышание пред этим всенородным
собранием похули христианские предания и законы; потому и сошлись сюда
все вместе, не исключая жен и детей, что слышали о твоем желании
исповедовать нашу светлую и преславную веру. Иди же, о чудный муж,
стань вместе с нами, яснейшим голосом прославь святозарное солнце,
воздай честь звезде, предшествуй солнцу, и принеси жертвы небесным
светилам, озаряющим Вселенную; тогда ты удостоишься многих почестей и
великого сана от царя нашего, нам же будешь искренним братом и
насладишься жизнью, приятной всем людям.
Пока правитель с мыслей злобы и коварства говорил эти льстивые слова,
Св. Иоанн, возведя вверх мысленные очи, призвал на помощь Владыку,
сказавшего: когда поведут вас перед царей и князей ради имени моего, не
заботьтесь наперед, что говорить или отвечать в тот час: ибо дам вам
слово, которому не будут в состоянии противиться все противящиеся вам.
Потом воззрев на мучителя чувственными очами и протянув безбоязненную
руку, сказал в ответ:
- Мне думается, что ты явно лжешь, о, начальник! Не говорил я, что хочу
отречься от Христа моего: да не будет со мною сего, да не попустит
Господь мой Иисус Христос, когда-либо даже мысли о сем во мне; это
умышления врага истины, твоего отца, сатаны. Войдя в тебя, как в свой
истинный сосуд, он через тебя беседует со мной, надеясь привлечь
меня к погибели и принуждает меня отступить от истинного Бога,
создателя как иных видимых и невидимых тварей, так и самого этого
солнца, которое ты чтишь как Бога, прельщенный властью тьмы, и в
безумии воздаешь твари ту участь, которую подобает воздавать Самому
Богу. Не прельщай же меня склониться ко лжи, а напротив, узнай от меня
таинство истины, отложи, прошу тебя, лежащую на душе твоей мглу
нечестия и сподобись быть сыном света, воссияв ярче солнца зарею
божественного крещения. И не считай Богом солнце, видимое на небе, но
знай, что это - светило огненного свойства, поставленное Создателем для
служения людям и сотворенное в четвертый день. А созданное разве может
быть Богом?
Сказав это, Св. Иоанн воздел руки и возвел к небу, и во всеуслышание
воскликнул:
-Да не отрекусь от Тебя, Христа Спасителя моего, с безначальным именем
Твоим Отцем и с Пресвятым духом славимого Бога! Не поклонюсь солнцу, не
послужу огню, не принесу жертвы звезде, которую языческое баснословие
называет Венерою, одноименно с блудной страстью.
Эти речи мученника воспламенили гневом свирепого мучителя; он тотчас
повелел растянуть блаженного на земле и немилоседно бить суковатыми
палками. Слуги били страстотерпца Христова столь жестоко, что многие
части раздробляемой плоти его вместе с палками поднимались в воздух, и
все место, где мучили святого, обагрилось кровью. Доблестный же
страдалец мужественно переносил это мучение, и, возводя умные очи свои
на небо, говорил:
- Благодарю Тебя, Владыко Боже, что сподобил меня кровью моею
очиститься от грехов моих, в которые, по немощи человеческой, впал я
после святого крещения.
Сыны погибели, слыша молитву
мученика к Богу, исполнились еще большей ярости и жестоко били его до
тех пор, пока не умолк его голос. При наступлении вечера правитель
повелел связать двумя цепями едва дышавшего мученика, бросить его в
темницу и стеречь до утра для сильнейшего мучения. А так как мученик от
лютых ран не мог идти сам, то его повлекли как некий труп и ввергли в
узилище.
Наутро звероподобный мучитель, севши на обычном судебном месте, повелел
привести святого мученика Иоанна. Страстотерпец Христовый предстал со
светлым лицом и радостною душою. Взглянув на мученика и увидев светлое
и обрадованное лицо его, нечестивый судья весьма удивился: как, после
столь лютого мучения, обретается в нем душа и он веселится, точно не
претерпел никаких страданий.
- Видишь ли, Иоанн,- сказал он, - до какого безчестия довело тебя твое
непокорство? Едва не лишился ты сладкой и всем людям более всего
существующего любезной жизни. Впрочем, если ты окажешь повиновение моим
разумным увещеваниям, то готово тебе и здравие: в течение немногих дней
будет уврачевана твоя израненная плоть, ибо есть у нас весьма искусные
врачи, пришедшие из Индии и Персии; если же и далее хочешь пребывать в
христианстве, то знай, что еще большее ожидает тебя зло.
Святой мученик отвечал:
- Об изранненой плоти моей я нимало не забочусь, о судия! Поскольку
внешний наш человек тлеет, постольку обнрвляется внутренний, как
говорит великий апостол Господний. Об одном имею я попечение:
претерпеть до конца причиняемые мне от тебя муки, о укрепляющем меня
Христе, который сказал: " Претерпевый до конца, тот спасен будет".
Если ты изобрел на меня еще какие-либо муки, причиняй их мне: ибо
первые, наложенные тобою на меня раны, вменились мне в ничто.
Посрамленный этими мудрыми словами святого, безумный мучитель затрясся
от гнева, и, испустив рыкание, как зверь, повелел снова простреть
мученика на земле и бить еще более жестоко; и долго слуги беспощадно
били страстотерпца, сменяя друг друга, так, что внутренности мученика
были изранены; он же, шепча устами, творил молитву к Богу. Когда
изнемогали воины, бившие тело, облекавшее адамантовую душу, и люди всех
возрастов стали кричать на скверного судью, осуждая его немилостивый и
суровый нрав, тогда мучитель повелел привести дикого и свирепого коня,
крепко привезать к его хвосту ноги мученика, а одному из воинов, севши
на коня, гнать его по городским улицам и влачить Христова страдальца,
пока конь не будет в силах бежать. Так влачили святого по всему городу,
и было горестно благочестивым очам видеть это. Когда же всадник,
влачивший, влачивший святого, достиг жилищ иудейских и скакал по улицам
их, то один из иудеев вбежал в дом, схватил обнаженный меч, настиг
влачимого святого и отсек ему главу. Так доблестный воин Христов
окончил свой страдальческий подвиг, предав святую душу в руки Господа
своего. Честное тело его воин отвязал от конского хвоста и бросил на
том же месте, и лежало оно с отсеченной головою без погребения и
призора, и никто из христиан не решался прикоснуться к нему, боясь
ярости нечестивых.
Когда настала ночь, можно было явно видеть дивное чудо: над телом
мученика ярко горело множество лампад, и три святоносных мужа
воспевали неизреченные священные песнопения, и творили каждение, и
столп огненный утверждался над честными мощами: это чудо видели многие.
Один иудей, дом которого был близ того места, где лежало
многострадальческое тело, думал, что это священники христианские пришли
поднять его тело и предать обычному погребению; он взял лук и стрелу,
приблизился тудаи, желая застрелить одного из видимых тех священников,
положил стрелу, затем с усилием, насколько мог, натянул лук. Когда же
он хотел пустить стрелу, то стрела с тетиввою прильнула к пальцам егго
правой руки, а лук к левой руке, он не мог ни пустить стрелу, ни
освободить руки от лука и стрелы; и так страдал этот еврей всю ночь. На
рассвете стали невидимы чудные мужи, скрылись и столп огненный, и
лампады, и люди всех возрастов, сходясь на это место, видели окаянного
стрелка, пребывающего в этом же положении, - как натянул он лук со
стрелой, так и остался связанный невидимою силою Божией, будто
железными оковами. Против воли вынужден был этот иудеянин поведать
подробно как о всем виденном им над телом мученика, так и о возмездии,
полученном им от Бога за дерзновенную попытку к злобному делу. После
достаточного оглашения этого чуда, руки его разогнулись, и он
освободился от наказания. Правитель, узнав об этом, весьма устрашился и
повелел христианам предать погребению тело мученика: христиане взяли
его и с честью похоронили при своей церкви.
Немного дней спустя, фряг, который предал святого на мучение, захотел
украсть честное тело его и отвезти к себе на родину: он уже раскаялся в
злобе своей. Однажды ночью, выбрав удобное время, он пришел с
товарищами к гробу мученика, раскопал место, открыл гроб и хотел взять
честные останки. Но Христовый воин в это время явился во сне пресвитеру
той церкви и сказал:
-Встань
и скорее иди к церкви, ибо хотят меня украсть. Пресвитер
тотчас встал, поспешно отправился на место, нашел гроб раскопанным и
открытым, тело же святого едва не было унесено. Созвав благочестивых
людей, он рассказал им о происшедшем, и все прославили Бога,
прославляющего святых Своих; взяв честные мощи святого мученика, внесли
их в церковь и положили на алтарь близ святого престола. Там святые
мощи находились более семидесяти лет, и бывали над ними часто, ночью и
днем, различнае чудесные явления: иногда показывался некий чудесный
свет, иногда огненный столп, иногда неизреченное благоухание исходило
от гроба, роявлялись и силы целебные. Слух о том дошел до правившего в
то время Молдовлахиею и поморьем благочестивого и христолюбивого
великого воеводы Александра - мужа, украсившего себя многими
добродетелями, любившего мучеников; и весьма пожелел он иметь у себя
пребогатые сокровища - честные мощи святого мученика Христова Иоанна.
По совету со священнейшим архиепископом Иосифом, он послал в Белград
несколько вельмож своих с достаточным числом войск, и они не замедлили
привезти оттуда мощи мученика. Навстречу вышел великий воевода со всеми
вельможами, священнейший архиепископ с духовным чином и весь народ,
радостно приветствуя приход мученика свечами, кадилами и благовонным
мирром. Великий воевода, припадая к раке святого, обнимал
многострадальные мощи его, прикасался очами и устами к честным рукам
мученика и , проливая радостные и обильные слезы, молил святого быть
хранителем его державы. С великой честью положили честные мощи мученика
в святейшей митрополии, в стольном граде молдовлахийского государства
Сочаве. О бывших же - тогда и впоследствии - исцелениях, которые
подавались и подаются от мощей мученика одержимым различными недугами,
оставляем, - замечает описатель, - говорить самим тем
облагодетельствованным, да проповедуют о полученных благодеяниях. Здесь
же достаточно было сообщить, какие мучения претерпел Св. Иоанн, как
посрамил венец от руки подвигоположника Христа. Таково было доброе
приобретение Св. Иоанна: мало дал, но много приобрел, оставив, как
бремя, коварному мучителю тело свое, - устремился не в Трапезунд, а
вышний Иерусалим, - в мученический лик как мученик, в лоно Авраамово, в
селения святых, в благия пристанища, в нетленные чертоги, где предстал
Трисвятой и Пребожественнейшей Троице, Которой слава, жержава, честь,
прославление и поклонение ныне и во бесконечные веки, аминь.
Акафист Великомученику
Иоанну Новому,
Сочавскому
|
|