Великомученик Иоанн Новый, Сочавский

День памяти:  2 июня по старому стилю

Много святых мужей, своею благоугодию, добродетельною жизнью давших нам пример для подражания. И в числе их находится Св. Иоанн Сочавский.
Родиной этого мужа был Трапезунд, славный и великий город, лежащий в сранах восточных, близ Ассирии и границы великой Армении. Изобилуя всем необходимым, этот город служит удобным пристанищем для кораблей, отовсюду приплывающих к нему: жители же его, имея пребывание свое при море, занимаются торговлею и мореплаванием, откуда и приобретают себе средства к существованию. Так точно и блаженный Иоанн занимался торговлею и мореплаванием,  совершая частые  путешествия по морю к разным городам. Однажды пришлось ему со значительным  запасом товаров войти на корабль иноземного мужа, который родом был фряг, верою не восточного исповедания, нравом груб, немилостив и бесчеловечен. Во время плавания  святого с тем мужем, начал враг-дьявол завидовать непорочной жизни Иоанна: он едва переносил добродетельную жизнь блаженного, видя его молитву и пост, благонравие и доступность для всякого, милосердие к терпевшему нужду на корабле и к тем, кому приходилось болеть. Раб Христовый утешал таких людей, подавая им необходимое от своего достатка, простирая им щедрую руку с помощью; с глазами, полными слез, говорил он себе:

-Если окажешь милость страждующему брату, будешь и сам помилован; и если утешишь скорбящего, и сам сподобишься утешения от Бога.


Невидимый враг видел это, завидовал и пытался оказать препятствие святому на пути к спасению. Прежде всего он умыслился отторгнуть его от благочестивой веры и вооружил на него врага видимого. начальника корабля, державшегося другого вероисповедания; последний начал досаждать правоверному рабу Христову спорами о восточном (православном) благочестии. В многочисленных прениях о вере, которые были между ними во время морского пути, Св. Иоанн, как человек весьма мудрый и искусный в книжном учении, всегда одолевал фряга и обличал его неправомыслие; а тот гневался на неодолимого воина Христова, раздражался, досаждал ему многими укоризнами и из чувства вражды замыслил на него зло. Когда возгаралась в нем такая вражда, корабль пристал к берегу у Белграда (близ Босфора). Там злой корабельщик пошел к местному градоначальнику, родом и верою персом, усердному хранителю своих отеческих преданий, и взвел перед ним такую на Св. Иоанна:

- Начальник! Со мною на корабле прибыл сюда муж, который желает, отказавшись от христианской веры, преданной отцами, приступить к вашей вере и быть общником ваших преданий; во время морского пути он известил меня об этом и многими клятвами подтверждал, что не переменит своего намерения. Если ты позаботишься скорее привести его к единоверию с вами, то тебе будет великая похвала от твоего народа, ибо этот муж весьма искусен  в слове и среди знатнейших вельмож города Трапезунда не последний.


Услышав это, нечестивый начальник исполнился радости: на обычном судебном месте, он повелел с почетом привесри к себе блаженного Иоанна и сказал ему:


-Я много слышал о тебе, почтенный муж, - слышал, что ты возлюбил нашу веру и хочешь приступить к ней. Наша вера имеет предметом честное размышление и зажигает любовью к себе сердца тех, которые разумеют ее, принимающим ее с радостью, она подает благополучную жизнь и долголетие; христианская же вера достойна осмеяния. Почтенный друг! Не медли отложить ее далее от себя и во все услышание пред этим всенородным собранием похули христианские предания и законы; потому и сошлись сюда все вместе, не исключая жен и детей, что слышали о твоем желании исповедовать нашу светлую и преславную веру. Иди же, о чудный муж, стань вместе с нами, яснейшим голосом прославь святозарное солнце, воздай честь звезде, предшествуй солнцу, и принеси жертвы небесным светилам, озаряющим Вселенную; тогда ты удостоишься многих почестей и великого сана от царя нашего, нам же будешь искренним братом и насладишься жизнью, приятной всем людям.


Пока правитель с мыслей злобы и коварства говорил эти льстивые слова, Св. Иоанн, возведя вверх мысленные очи, призвал на помощь Владыку, сказавшего: когда поведут вас перед царей и князей ради имени моего, не заботьтесь наперед, что говорить или отвечать в тот час: ибо дам вам слово, которому не будут в состоянии противиться все противящиеся вам. Потом воззрев на мучителя чувственными очами и протянув безбоязненную руку, сказал в ответ:


- Мне думается, что ты явно лжешь, о, начальник! Не говорил я, что хочу отречься от Христа моего: да не будет со мною сего, да не попустит Господь мой Иисус Христос, когда-либо даже мысли о сем во мне; это умышления врага истины, твоего отца, сатаны. Войдя в тебя, как в свой истинный сосуд, он  через тебя беседует со мной, надеясь привлечь меня к погибели и принуждает меня отступить от истинного Бога, создателя как иных видимых и невидимых тварей, так и самого этого солнца, которое ты чтишь как Бога, прельщенный властью тьмы, и в безумии воздаешь твари ту участь, которую подобает воздавать Самому Богу. Не прельщай же меня склониться ко лжи, а напротив, узнай от меня таинство истины, отложи, прошу тебя, лежащую на душе твоей мглу  нечестия и сподобись быть сыном света, воссияв ярче солнца зарею божественного крещения. И не считай Богом солнце, видимое на небе, но знай, что это - светило огненного свойства, поставленное Создателем для служения людям и сотворенное в четвертый день. А созданное разве может быть Богом?


Сказав это, Св. Иоанн воздел руки и возвел к небу, и во всеуслышание воскликнул:


-Да не отрекусь от Тебя, Христа Спасителя моего, с безначальным именем Твоим Отцем и с Пресвятым духом славимого Бога! Не поклонюсь солнцу, не послужу огню, не принесу жертвы звезде, которую языческое баснословие называет Венерою, одноименно с блудной страстью.


Эти речи мученника воспламенили гневом свирепого мучителя; он тотчас повелел растянуть блаженного на земле и немилоседно бить суковатыми палками. Слуги били страстотерпца Христова столь жестоко, что многие части раздробляемой плоти его вместе с палками поднимались в воздух, и все место, где мучили святого, обагрилось кровью. Доблестный же страдалец мужественно переносил это мучение, и, возводя умные очи свои на небо, говорил:


- Благодарю Тебя, Владыко Боже, что сподобил меня кровью моею очиститься от грехов моих, в которые, по немощи человеческой, впал я после святого крещения.


Сыны погибели, слыша молитву мученика к Богу, исполнились еще большей ярости и жестоко били его до тех пор, пока не умолк его голос. При наступлении вечера правитель повелел связать двумя цепями едва дышавшего мученика, бросить его в темницу и стеречь до утра для сильнейшего мучения. А так как мученик от лютых ран не мог идти сам, то его повлекли как некий труп и ввергли в узилище.


Наутро звероподобный мучитель, севши на обычном судебном месте, повелел привести святого мученика Иоанна. Страстотерпец Христовый предстал со светлым лицом и радостною душою. Взглянув на мученика и увидев светлое и обрадованное лицо его, нечестивый судья весьма удивился: как, после столь лютого мучения, обретается в нем душа и он веселится, точно не претерпел никаких страданий.


- Видишь ли, Иоанн,- сказал он, - до какого безчестия довело тебя твое непокорство? Едва не лишился ты сладкой и всем людям более всего существующего любезной жизни. Впрочем, если ты окажешь повиновение моим разумным увещеваниям, то готово тебе и здравие: в течение немногих дней будет уврачевана твоя израненная плоть, ибо есть у нас весьма искусные врачи, пришедшие из Индии и Персии; если же и далее хочешь пребывать в христианстве, то знай, что еще большее ожидает тебя зло.


Святой мученик отвечал:
- Об изранненой плоти моей я нимало не забочусь, о судия! Поскольку внешний наш человек тлеет, постольку обнрвляется внутренний, как говорит великий апостол Господний. Об одном имею я попечение: претерпеть до конца причиняемые мне от тебя муки, о укрепляющем меня Христе, который сказал: " Претерпевый до конца, тот спасен будет".


Если ты изобрел на меня еще какие-либо муки, причиняй их мне: ибо первые, наложенные тобою на меня раны, вменились мне в ничто.


Посрамленный этими мудрыми словами святого, безумный мучитель затрясся от гнева, и, испустив рыкание, как зверь, повелел снова простреть мученика на земле и бить еще более жестоко; и долго слуги беспощадно били страстотерпца, сменяя друг друга, так, что внутренности мученика были изранены; он же, шепча устами, творил молитву к Богу. Когда изнемогали воины, бившие тело, облекавшее адамантовую душу, и люди всех возрастов стали кричать на скверного судью, осуждая его немилостивый и суровый нрав, тогда мучитель повелел привести дикого и свирепого коня, крепко привезать к его хвосту ноги мученика, а одному из воинов, севши на коня, гнать его по городским улицам и влачить Христова страдальца, пока конь не будет в силах бежать. Так влачили святого по всему городу, и было горестно благочестивым очам видеть это. Когда же всадник, влачивший, влачивший святого, достиг жилищ иудейских и скакал по улицам их, то один из иудеев вбежал в дом, схватил обнаженный меч, настиг влачимого святого  и отсек ему главу. Так доблестный воин Христов окончил свой страдальческий подвиг, предав святую душу в руки Господа своего. Честное тело его воин отвязал от конского хвоста и бросил на том же месте, и лежало оно с отсеченной головою без погребения и призора, и никто из христиан не решался прикоснуться к нему, боясь ярости нечестивых.


Когда настала ночь, можно было явно видеть дивное чудо: над телом мученика ярко горело множество лампад, и три святоносных мужа воспевали неизреченные священные песнопения, и творили каждение, и столп огненный утверждался над честными мощами: это чудо видели многие. Один иудей, дом которого был близ того места, где лежало многострадальческое тело, думал, что это священники христианские пришли поднять его тело и предать обычному погребению; он взял лук и стрелу, приблизился тудаи, желая застрелить одного из видимых тех священников, положил стрелу, затем с усилием, насколько мог, натянул лук. Когда же он хотел пустить стрелу, то стрела с тетиввою прильнула к пальцам егго правой руки, а лук к левой руке, он не мог ни пустить стрелу, ни освободить руки от лука и стрелы; и так страдал этот еврей всю ночь. На рассвете стали невидимы чудные мужи, скрылись и столп огненный, и лампады, и люди всех возрастов, сходясь на это место, видели окаянного стрелка, пребывающего в этом же положении, - как натянул он лук со стрелой, так и остался связанный невидимою силою Божией, будто железными оковами. Против воли вынужден был этот иудеянин поведать подробно как о всем виденном им над телом мученика, так и о возмездии, полученном им от Бога за дерзновенную попытку к злобному делу. После достаточного оглашения этого чуда, руки его разогнулись, и он освободился от наказания. Правитель, узнав об этом, весьма устрашился и повелел христианам предать погребению тело мученика: христиане взяли его и с честью похоронили при своей церкви.


Немного дней спустя, фряг, который предал святого на мучение, захотел украсть честное тело его и отвезти к себе на родину: он уже раскаялся в злобе своей. Однажды ночью, выбрав удобное время, он пришел с товарищами к гробу мученика, раскопал место, открыл гроб и хотел взять честные останки. Но Христовый воин в это время явился во сне пресвитеру той церкви и сказал:

-Встань и скорее иди к церкви, ибо хотят меня украсть. Пресвитер тотчас встал, поспешно отправился на место, нашел гроб раскопанным и открытым, тело же святого едва не было унесено. Созвав благочестивых людей, он рассказал им о происшедшем, и все прославили Бога, прославляющего святых Своих; взяв честные мощи святого мученика, внесли их в церковь и положили на алтарь близ святого престола. Там святые мощи находились более семидесяти лет, и бывали над ними часто, ночью и днем, различнае чудесные явления: иногда показывался некий чудесный свет, иногда огненный столп, иногда неизреченное благоухание исходило от гроба, роявлялись и силы целебные. Слух о том дошел до правившего в то время Молдовлахиею и поморьем благочестивого и христолюбивого великого воеводы Александра - мужа, украсившего себя многими добродетелями, любившего мучеников; и весьма пожелел он иметь у себя пребогатые сокровища - честные мощи святого мученика Христова Иоанна. По совету со священнейшим архиепископом Иосифом, он послал в Белград несколько вельмож своих с достаточным числом войск, и они не замедлили привезти оттуда мощи мученика. Навстречу вышел великий воевода со всеми вельможами, священнейший архиепископ с духовным чином и весь народ, радостно приветствуя приход мученика свечами, кадилами и благовонным мирром. Великий воевода, припадая к раке святого, обнимал многострадальные мощи его, прикасался очами и устами к честным рукам мученика и , проливая радостные и обильные слезы, молил святого быть хранителем его державы. С великой честью положили честные мощи мученика в святейшей митрополии, в стольном граде молдовлахийского государства Сочаве. О бывших же - тогда и впоследствии - исцелениях, которые подавались и подаются от мощей мученика одержимым различными недугами, оставляем, - замечает описатель, - говорить самим тем облагодетельствованным, да проповедуют о полученных благодеяниях. Здесь же достаточно было сообщить, какие мучения претерпел Св. Иоанн, как посрамил венец от руки подвигоположника Христа. Таково было доброе приобретение Св. Иоанна: мало дал, но много приобрел, оставив, как бремя, коварному мучителю тело свое, - устремился не в Трапезунд, а вышний Иерусалим, - в мученический лик как мученик, в лоно Авраамово, в селения святых, в благия пристанища, в нетленные чертоги, где предстал Трисвятой и Пребожественнейшей Троице, Которой слава, жержава, честь, прославление и поклонение ныне и во бесконечные веки,  аминь. 

Акафист  Великомученику Иоанну Новому, Сочавскому






© 2006 Приход Владимирской иконы Божией матери г. Кайзерслаутерн, РПЦ МП Берлинской Епархии;