Честная глава Св. Пророка, Предтечи и Крестителя
 Господня Иоанна в г. Амьене (Франция)



Кафедральный собор Notre-Dame d'Amiens

В кафедральном соборе Notre-Dame d'Amiens со времен крестовых походов находится честная глава Св. Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна.



Честная глава Св. Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна
 
 


      История честной главы Предтечи и Крестителя Господня Иоанна 

Священное Предание рассказывает нам о том, что после усекновения главы святого Иоанна Предтечи нечестивая Иродиада не позволила предать ее погребению вместе с телом святого, но надругавшись над ней, закопала около своего дворца. Тело же тайно забрали и погребли ученики святого. Жене приставника царя Ирода было известно, где Иродиада закопала главу. И она решила перезахоронить ее на Елеонской горе в одном из поместий Ирода.

Когда до царского дворца дошли слухи о проповеди Иисуса и совершавшихся им чудесах, Ирод вместе с женой Иродиадой пошли проверить, на месте ли глава Иоанна Крестителя. Не найдя ее, они стали думать, что Иисус Христос – это воскресший Иоанн Предтеча. Об этом их заблуждении свидетельствует Святое Евангелие (Мф. 14, 2).

Иерусалим. Первое обретение главы Иоанна Предтечи

Спустя много лет, в царствование равноапостольного царя Константина, его мать святая Елена возобновляла Иерусалимские святыни. На Святую Землю стало стекаться множество паломников, в числе которых пришли поклониться Честному Кресту и Гробу Господню два инока с Востока. Им и доверил святой Иоанн обрести свою главу. Нам известно только, что он явился им во сне, и что после обретения главы в указанном им месте, они решили возвратиться назад. Однако воля Божия была иной. По дороге им встретился бедный гончар из сирийского города Эмесы, вынужденный из-за нищеты отправиться на поиски работы в соседнюю страну. Иноки, найдя себе попутчика, по нерадению или по лености вверили ему нести мешок со святыней. А тот и нес себе, пока явившийся ему святой Иоанн Креститель не повелел оставить нерадивых иноков и бежать от них вместе с вверенным ему мешком.

Господь ради главы Иоанна Крестителя благословил дом гончара всяким довольством. Гончар же всю свою жизнь прожил, помня чем и Кому обязан, не гордился и обильно раздавал милостыню, а незадолго до кончины передал главу святого своей сестре, заповедав передавать ее дальше богобоязненным и добродетельным христианам.

Глава святого, переходя долгое время от одного человека к другому, попала в руки иеромонаху Евстафию, стороннику арианской ереси. Обращавшиеся к нему больные люди получали исцеление, не зная, что причиной тому было не мнимое благочестие Евстафия, а исходившая от спрятанной им главы благодать. Вскоре хитрость Евстафия была раскрыта, и он был изгнан из Эмесы. А вокруг пещеры, где жил иеромонах и в которой была закопана глава Иоанна Предтечи, образовался монастырь.

Эмеса и Константинополь. Второе и третье обретения честной главы

По прошествии многих лет произошло второе обретение главы святого Иоанна. Об этом известно по описанию архимандрита эмесской обители Маркелла, а также из жития преподобной Матроны (день её памяти – 9 ноября), написанного преподобным Симеоном Метафрастом. По описанию первого, глава открылась ему 18 февраля 452 года. Спустя неделю епископ Эмесский Ураний начал ее почитание, а 26 февраля того же года она была перенесена в новосозданную церковь в честь святого Иоанна. Это событие празднуется 24 февраля вместе с празднованием первого обретения честной главы.

Через некоторое время глава Предтечи Иоанна была перенесена в Константинополь, где находилась вплоть до иконоборческих времен. Благочестивые христиане, покидая Константинополь, тайно вывезли с собой и главу Иоанна Крестителя, а затем спрятали ее в Команах (близ Сухуми), городе, в котором некогда, находясь в ссылке, скончался святитель Иоанн Златоуст (407 год). После VII Вселенского Собора (787 г.), восстановившего православное почитание икон, главу святого Иоанна Крестителя возвратили в византийскую столицу около 850 года. Церковь празднует это событие 25 мая как третье обретение честной главы.

Четвертый крестовый поход и путешествие на Запад

На истории о третьем обретении обычно завершают повествование о главе святого Иоанна. Это связано с тем, что её дальнейшая история связана с католическим Западом. Если мы обратимся к житиям святых, изложенным по руководству Четьих-миней святителя Димитрия Ростовского, то в конце описания обретений главы святого Предтечи найдем сноску, набранную мелким шрифтом, а потому часто пропускаемую читателями. Но для нас, совершенно неожиданно несколько лет назад обретших во Франции главу Крестителя, эта сноска по возвращении на родину явилась настоящим открытием. Об очередном «обретении» главы Иоанна Предтечи на далеком Западе мы и хотели бы рассказать ниже.

Итак, в сноске мы можем прочитать, что после 850 года часть главы святого Иоанна оказалась в Петре в монастыре Продром, а другая часть – в Студийском Предтечевом монастыре. В этой обители верх главы еще в 1200 году видел паломник Антоний. Однако уже в 1204 году она была перенесена крестоносцами в Амьен на севере Франции. Кроме того, сноска указывает три других местонахождения частиц главы: афонский монастырь Дионисия, угровлахийскую обитель Калуи и церковь папы Сильвестра в Риме, в которую частица мощей была перенесена из Амьена.

История появления главы святого Иоанна во Франции мало чем отличается от истории многих других величайших святынь христианства.

13 апреля 1204 года во время Четвертого крестового похода войска западных рыцарей захватили столицу Римской империи – Константинополь. Город подвергся опустошению и разграблению.

Как гласит западное предание, каноник Валлон де Сартон из Пикинии нашел в развалинах одного из дворцов футляр, в котором находилось серебряное блюдо. На нем под стеклянным колпаком были скрыты останки человеческого лица, не было только нижней челюсти. Над левой бровью было видно маленькое отверстие, вероятно, пробитое ударом кинжала.

На блюде каноник обнаружил надпись на греческом языке, подтверждавшую, что он является обладателем мощей святого Иоанна Предтечи. К тому же наличие отверстия над бровью согласовалось с событием, упоминающимся святым Иеронимом. По его свидетельству Иродиада в приступе гнева нанесла удар кинжалом по отрубленной голове святого.

Валлон де Сартон решил доставить главу святого Предтечи в Пикардию, на север Франции.

17 декабря 1206 года в третье воскресенье Рождественского поста католический епископ города Амьен Ричард Герберойский торжественно встретил святые мощи Иоанна Крестителя у ворот города. Вероятно, епископ был уверен в подлинности мощей, что было легче проверить тогда, как говорится, «по горячим следам». С этого времени начинается почитание главы святого Иоанна в Амьене и во всей Пикардии.

В 1220 году епископ Амьена заложил первый камень в фундамент нового кафедрального собора, который после множества достроек станет в будущем самым величественным сооружением готического стиля в Европе. В этот собор была перенесена и главная святыня города: лицевая часть главы святого Иоанна.

Постепенно Амьен становится местом паломничества не только простых христиан, но и французских королей, принцев и принцесс. Первым для почитания главы в 1264 году приехал король Франции Людовик IX, прозванный Святым. Затем приезжал его сын – Филипп III Смелый, Карл VI, а также Карл VII, много пожертвовавшие для украшения мощей.

В 1604 году папа римский Климент VIII, желая обогатить Предтеченскую церковь в Риме (Basilica di San Giovanni in Laterano), просил у каноников Амьена частицу мощей святого Иоанна.

Спасение главы во времена революционных бесчинств

После революции 1789 года по всей Франции проходили описи церковного имущества и изъятия мощей.

Реликварий с главой святого Предтечи оставался в соборе до ноября 1793 года, когда он был потребован представителями Конвента. Они сняли все драгоценности с мощей, а мощи святого Иоанна приказали отправить на кладбище. Но воля революционного начальства не была исполнена. По их отбытии мэр города Луи-Александр Лекув тайно вернулся в сокровищницу и под страхом смерти забрал мощи к себе в дом. Таким образом была сохранена эта святыня. Через несколько лет бывший мэр передал ее на сохранение аббату Лёжёну. А после прекращения революционных гонений глава святого Иоанна была возвращена в кафедральный собор Амьена в 1816 году и с тех пор там и находится.

В конце XIX века историческая наука, не без участия церковных деятелей, признала, что в средние века было много случаев подлога мощей. Из-за общего недоверия почитание Амьенской святыни начало постепенно затухать.

Глава святого Иоанна в наши дни

Новый всплеск интереса к мощам Иоанна Крестителя произошел в середине XX века, а именно в 1958 году. Настоятель Амьенского собора сообщил церковным властям, что на востоке Франции в Вердене с XVII века хранится нижняя челюсть, предположительно святого Иоанна Предтечи. Он хотел произвести сопоставление двух частей. По благословению епископа Амьена была учреждена комиссия из квалифицированных экспертов-медиков.

Изучение реликвий длилось в течение нескольких месяцев и проходило в два этапа: первый – в Амьене, второй – в Париже. По завершении работ выводы комиссии были собраны в документе, подписанном всеми ее членами. По первой главе документа, которая посвящена исследованиям, проведенным в Амьене, были сделаны следующие выводы:

  • Сравнение объекта, называемого верденским, с объектом из Амьена обнаружило их анатомическую несовместимость, что без сомнения подтверждает их различное происхождение.
  • С точки зрения хронологии объект, называемый верденским, является менее древним, чем амьенский. По своему виду и весу он напоминает «кости средних веков».
  • Лицевая часть, называемая головой Иоанна Крестителя из Амьена, является очень древним объектом – более древним, чем «кости средних веков». С другой стороны, она представляется менее древней, чем человеческие кости мезолита, что позволяет датировать ее возраст между 500 г. до Р.Х. и 1000 г. по Р.Х.
  • Возраст человека не может быть уточнен в связи с отсутствием зубов. Но, исходя из факта, что альвеолы (зубные лунки) полностью развиты и что некоторые по краям немного стерты, можно предположить, что речь идет о взрослом человеке (между 25–40 годами).
  • Общие характеристики головы в виду недостаточности элементов могут быть определены, но с большим допуском. Тип лица – европеоидный (значит, ни негроидный, ни монголоидный). Малые размеры объекта из Амьена и развитость нижних глазных дуг ведут к предположению, что он мог бы соответствовать расовому типу, называемому «средиземноморским» (тип, к которому принадлежат современные бедуины).

На этом заканчивается современная летопись главы Иоанна Крестителя. К сожалению, мало верующих прибегает к помощи такого светильника благодати, каким является честная глава святого Иоанна, «первого во благодати мученика». Много православных приезжают во Францию, но не все знают, как много святынь до сих пор, несмотря на бесчинство революций и забвение достояния христианского прошлого, содержит в себе французская земля.

Радостно, что в последние годы в Амьене все чаще бывают православные паломники. Теперь при участии Паломнического центра Корсунской епархии у главы святого Иоанна Предтечи совершаются не только православные молебны, но и литургии.


Святой Предтеча и Креститель Господень Иоанн

моли Бога о нас!

                                                                                          Максим Массалитин
                                                                                                  08/03/04   ( www.pravoslavie.ru)


Необычная Франция или
новое обретение главы святого Иоанна Предтечи


Узнал я о том, что глава святого Иоанна Предтечи находится в Амьене, на севере Франции, когда по программе студенческого обмена в течение года учился в Париже. Необременительная учебная программа оставляла достаточно много свободного времени для знакомства со страной. Пестрота красок французской столицы, ее музеи, милые улочки, кафе, многочисленные праздники первоначально привлекали мое любопытство, даже вызывали восхищение ума и сердца, за предшествующие четыре года изучения французского языка и культуры изрядно пристрастившихся к объекту великосветских воздыханий прошлых веков. Первое время мне, как и Карамзину, примерно 200 лет назад посетившему Париж, хотелось бесконечно повторять себе: «Я — в Париже! Я — в Париже!» и радоваться каждому встречному французу. Однако «погружение с головой» в инородную культуру разбудило во мне тот странный и до сих пор непонятный для иностранцев русский склад, который заставил меня затосковать по чему-то более глубокому, чем невинное студенческое «ничегонеделанье», рассеянное созерцание шедевров мировой культуры и наслаждение французскими сырами и винами.

Тогда тихим пристанищем для моей души в бурном море Парижа стало Трехсвятительское патриаршее подворье. Здесь, кроме духовной пищи моя душа наконец-то получила возможность найти ключ к прочтению и видению того, что обычно в современной Франции скрыто под покровом туристической обертки. Моим наставником в этом стал диакон Николай Никишин, ведущий серьезную работу по изучению христианских святынь Франции. Из обыкновенного рассказа гида я никогда бы не узнал о том, что, например, Пантеон —это вовсе не Пантеон, а храм святой Геновефы Парижской, построенный по обету Людовиком XV, на месте древней церкви, где находились мощи покровительницы города на Сене и гробницы первых христианских короля и королевы Галлии. Гора Монмартр (гора Мучеников) называется так потому, что на ней пострадал святой Дионисий Ареопагит, первый епископ Лютеции (Парижа), вместе со своими спутниками. Для меня было открытием, что во Франции хранятся Терновый Венец и Туника Спасителя, гвоздь от Распятия, частицы Креста Господня, часть одеяния Пресвятой Богородицы, мощи святой Марии Магдалины, святых мучениц Веры, Надежды, Любови и матери их Софии, святой царицы Елены и многие другие древние христианские святыни, каждая из которых заслуживает отдельного исследования.

Наконец, я узнал, что в городе Амьен ксеверу от Парижа, в кафедральном соборе со времен крестовых походов хранится честная глава святого Крестителя и Предтечи Господня Иоанна. Именно об этой святыне и пойдет речь в моей статье.

 Из церковной истории нам известно о трех обретениях главы святого Иоанна Предтечи. Первое совершилось в IV веке, второе — в V веке, а третье — в IX веке. Эти события отмечены праздничными датами в святцах: 24 февраля (9 марта) — первое и второе обретение, а 25 мая (7 июня) — третье обретение. Святитель Димитрий Ростовский, опираясь на Священное Предание и труды ранних церковных историков, приводит множество сведений о честных мощах великого Предтечи под соответствующими датами в Четьях-Минеях.

В 1204 году глава была перенесена крестоносцами в Амьен на севере Франции. Кроме того, в сноске указаны три других местонахождения частиц честной главы: афонский монастырь Дионисия, угровлахийская обитель Калуи и церковь папы Сильвестра в Риме, в которую частица мощей была перенесена уже из Амьена. Более подробно судьбу лицевой части честной главы, оказавшейся в Амьене, мы можем проследить по западным источникам. В 1204 году под натиском крестоносцев пал Константинополь. Его святыни и богатства в течение нескольких дней были разграблены.

В безликой массе грабителей для нашего повествования важна фигура каноника Валлона де Сартона (Wallon de Sarton) из Пикинии (Picquigny). 14 апреля 1204 года он оказался в развалинах одного из дворцов, где обнаружил футляр, содержащий серебряное блюдо. На блюде под стеклянным колпаком были скрыты останки человеческого лица без нижней челюсти. Над левой бровью был видно маленькое отверстие, вероятно, пробитое острым предметом. На блюде каноник обнаружил надпись на греческом языке, подтверждавшую, что это — часть мощей святого Иоанна Предтечи. Наличие отверстия над бровью согласовалось с событием, упоминающимся святым Иеронимом. По его свидетельству, Иродиада в приступе гнева нанесла удар кинжалом по отрубленной главе святого Иоанна.

В этом месте стоит сделать отступление, чтобы сказать несколько слов о судьбе тех, кто был причастен к убийству Иоанна Крестителя: тетрарха Ирода, Иродиады и ее дочери Саломии. Их жизненные пути неведомым судом Божиим тоже пролегли через Францию. Спустя некоторое время после убийства Иоанна Крестителя Ирод был обвинен в заговоре против Рима и со всем своим семейством отправлен в заточение сначала в Лугдун Галльский (современный Лион во Франции), а затем в Илерду — испанскую крепость. Местонахождением древней Илерды считается небольшое селение у южной границы Франции — Сан-Бертран-де-Команж. Саломию постигла ужасная смерть. Однажды зимой она переходила небольшую замерзшую реку Сикорис. Вдруг под ней треснул лед, и она погрузилась в воду. Лед стиснул ее шею, а через некоторое время перерезал ее. Тело ушло на дно, а ее матери и Ироду принесли на блюде голову Саломии. По сказанию, смерть Ирода и Иродиады тоже была страшной — они были заживо поглощены землей.

Но вновь вернемся к Валлону де Сартону. Он решил доставить найденную главу святого Иоанна Крестителя в Пикардию, на север Франции. Чтобы покрыть расходы на возвращение домой, ему пришлось продать серебряное блюдо. Известно, что уже через два года, а именно 17 декабря 1206 года, в третье воскресенье Рождественского поста, епископ Амьена Ричард Герберойский (Richard de Gerberoy) торжественно встретил мощи святого Иоанна Крестителя при въезде в Амьен.

С этого времени начинается почитание главы Иоанна Предтечи в Амьене и во всей Пикардии, что оказало значительное влияние на судьбу этой местности. Собор, в котором хранилась глава, не мог вместить всех приходящих почтить святыню. Через 12 лет после перенесения главы святого Иоанна Предтечи в Амьен пожар уничтожил храм. Тогда духовенство, знать и простой народ решили возвести собор огромных размеров и невиданной в Европе красоты, достойный хранящейся в нем святыни. Строительство началось в 1220 году.

В течение многих веков в Амьен совершали паломнические поездки короли и королевы, принцы и принцессы. Этот факт может косвенно свидетельствовать в пользу подлинности мощей. Если проводились расследования на эту тему, значит, их результаты были положительными, и паломничества продолжались. В 1264 году город посетил Людовик Святой, чтобы поклониться главе святого Иоанна Предтечи. Позже туда же приезжали его сын Филипп, короли Карл VI и Карл VII. В 1604 году по просьбе папы Римского Климента VIII в Рим в храм Иоанна Предтечи (Basilica di San Giovanni in Laterano) была отправлена частица мощей из Амьена. После революции 1789 года по всей стране проходили описи церковного имущества и изъятие мощей. 14 декабря 1790 года в Амьенский собор прибыл комиссар, назначенный Директорией, чтобы опечатать сокровищницу храма, где среди других предметов находилась глава святого Иоанна Предтечи. Реликварий оставался в соборе до ноября 1793 года, когда он был потребован представителями Конвента. Они сняли все драгоценности с мощей, а главу приказали отправить на кладбище. Но воля высокого начальства не была исполнена. По их отбытии мэр Амьена, господин Луи-Александр Лекув (Louis-Alexandre Lescouve), тайно вернулся в сокровищницу и забрал мощи в свой дом. Таким образом была сохранена эта реликвия. Через несколько лет бывший мэр передал ее на сохранение аббату Лёжёну (Lejeune). После реставрации королевской власти, в 1816 году, великая святыня вновь возвратилась в собор.

В конце XIX века по Западной Европе прокатилась волна разоблачений практики подмена мощей в Средние века. Тогдашняя историческая наука, не без участия церковных деятелей, признала, что в Средние века было много случаев подлога мощей. Из-за общего недоверия почитание Амьенской святыни начало постепенно затухать. Новый всплеск интереса к мощам произошел в середине XX века, а именно в 1958 году. Священник Амьенского собора сообщил церковным властям, что на востоке Франции в Вердене с XVII века хранится нижняя челюсть предположительно святого Иоанна Предтечи. Священник хотел произвести сопоставление двух частей.

По благословению епископа Амьена была учреждена комиссия из квалифицированных экспертов в составе: Жерара Пердю, директора национальной школы медицины и фармации города Амьена и профессора дескриптивной анатомии; доктора Пьера Рюена, специалиста по электрорадиологии; доктора Мишеля Рюделля, хирурга, преподавателя дескриптивной анатомии, специалиста по истории первобытного общества; доктора Робера Крепона, стоматолога. Изучение реликвий длилось в течение нескольких месяцев и проходило в два этапа: первый в Амьене, второй в Париже.

Выводы комиссии по окончании работ были представлены в заключительном документе, подписанном всеми ее членами. Первая глава документа, посвященная исследованиям первого этапа, заканчивается следующими выводами: Мы считаем, что нижняя челюсть называемая Верденской:
1. Никоим образом не является частью предмета, к которому принадлежит лицевая часть, называемая Амьенской;
2. Что кость, называемая Верденской, имеет безусловно гораздо более позднее происхождение.

В Париже реликвии были внимательно изучены профессором А.В.Валуа, директором Музея человека, который пришел к следующим выводам:
1. Сравнение объекта, называемого Верденским, с реликвией из Амьена обнаружило анатомическую несовместимость, что без сомнения подтверждает их принадлежность к различным предметам.
2. С точки зрения хронологии объект, называемый Верденским, является менее древним, чем Амьенский реликт. По своему виду и весу он напоминает кости, датируемые Средними веками.
3. Лицевая часть, называемая головой святого Иоанна Крестителя из Амьена, является очень древним объектом — более древним, чем кости Средних веков. С другой стороны, она представляется менее древней, чем человеческие кости мезолита, что позволяет датировать ее возраст между 1000 и 2500 лет.
4. Возраст человека не может быть уточнен в связи с отсутствием зубов. Но, исходя из факта, что альвеолы (зубные луночки) полностью развиты и что некоторые по краям немного стерты, позволяет предположить, что речь идет о взрослом человеке (между 25—40 годами).
5. Общие характеристики головы в виду недостаточности элементов могут быть предположены с большой долей осторожности. Тип лица — европеоидный (значит, ни негроидный, ни монголоидный). Малые размеры объекта из Амьена и развитость нижних глазных дуг ведут к предположению, что он мог бы соответствовать расовому типу, называемому «средиземноморский» (тип, к которому принадлежат современные бедуины).

Итак, выводы научного исследования не дали стопроцентных доказательств принадлежности Амьенской главы святому Иоанну Предтече. Но анатомическое исследование не ставило подобной цели. Его главная задача состояла в том, чтобы определить возрастные и временные характеристики изучаемого объекта. Если суммировать результаты исследования, то глава принадлежит человеку средиземноморского типа, жившему 1000—2500 лет назад и достигшему двадцатипяти-сорокалетнего возраста. Эти характеристики не исключают, что часть главы, хранящейся в Амьене, принадлежит святому Иоанну Предтече. Конечно, исторические и анатомические исследования не являются для верующего человека решающим аргументом для почитания мощей святых. Главным для него остается их прославление Богом через чудеса, исцеления и помощь людям.

Однако пусть этот краткий обзор судьбы главы святого Иоанна Крестителя поможет нам отыскать в мутных водах истории правду о дорогих сердцу святынях для того, чтобы воздать им должное почитание. После того, как эта история стала известна, на Трехсвятительском подворье Русской Православной Церкви епископ Корсунский Иннокентий благословил паломничество к главе святого Иоанна Крестителя в Амьен с совершением молебнов перед ней. За несколько лет уже состоялось немало таких поездок.

Из-за возросшего интереса к святыне в 2000 году власти приняли решение перенести честную главу из сокровищницы, где доступ к реликвии был возможен только по особому разрешению, и поместили ее в специальной нише в левой стене собора. Теперь все посетители могут увидеть эту святыню сквозь зарешеченное окошко.

Мне вспоминается мое паломничество к главе святого Иоанна Предтечи в Амьен вместе с друзьями из России, Украины и Болгарии серым осенним утром. В пустом величественном Амьенском соборе Божьей Матери, наполненном выглянувшим из-за туч солнцем, нас встретил его настоятель. Он проводил нас в сокровищницу и учтиво оставил нас одних помолиться перед мощами. Было ощущение, что сквозь века мы встретились со Свидетелем пришествия Бога в мир. Сердце наполнилось тихой радостью. Так прошел весь тот день...
                                                                                                                                                               
                                                                                                                                                                    Юрий
Рябых

                                                                              источник:   журнал"Встреча" №1 (17), 2004    
                                                                                                        
vstrecha.mpda.ru     

Краткое житие Cв. Предтечи и Крестителя Господня Иоанна


 

 

Пророк Иоанн Креститель — после Девы Марии самый чтимый святой. В честь его установлены следующие праздники: 6 октября — зачатие, 7 июля — рождество, 11 сентября — усекновение главы, 20 января — Собор Иоанна Крестителя в связи с праздником Крещения, 9 марта — первое и второе обретение его главы, 7 июня — третье обретение его главы, 25 октября — праздник перенесения его правой руки с Мальты в Гатчину (по новому стилю).

Пророк Иоанн Креститель был сыном священника Захарии (из рода Аарона) и праведной Елизаветы (из рода царя Давида). Жили его родители около Хеврона (в Нагорной стране), на юг от Иерусалима. Он приходился по материнской линии родственником Господа Иисуса Христа и родился на шесть месяцев раньше Господа. Как повествует Евангелист Лука, архангел Гавриил, явившись его отцу Захарии в храме, возвестил о рождении у него сына. И вот у благочестивых супругов, до преклонной старости лишенных утешения иметь детей, наконец рождается сын, которого они испросили в молитвах.

По милости Божией он избежал смерти среди тысяч убитых младенцев в Вифлееме и его окрестностях. Святой Иоанн вырос в дикой пустыне, готовя себя к великому служению строгой жизнью — постом и молитвой. Он носил грубую одежду, прихваченную кожаным поясом, и питался диким медом и акридами (род саранчи). Он остался пустынножителем до тех пор, пока Господь не призвал его в тридцатилетнем возрасте к проповеди еврейскому народу.

Повинуясь этому призванию, пророк Иоанн явился на берегах Иордана, чтобы приготовить народ к принятию ожидаемого Мессии (Христа). К реке перед праздником очищения в большом количестве сходился народ для религиозных омовений. Здесь и обратился к ним Иоанн, проповедуя покаяние и крещение во оставление грехов. Сущность его проповеди заключалась в том, что прежде, чем получить внешнее омовение, люди должны нравственно очиститься, и таким образом приготовить себя к принятию Евангелия. Конечно, крещение Иоанна не было еще благодатным таинством христианского крещения. Смысл его заключался в духовном приготовлении к принятию будущего крещения водой и Святым Духом.

По выражению одной церковной молитвы, пророк Иоанн был светлой утренней звездой, которая своим блеском превосходила сияние всех других звезд и предвещала утро благодатного дня, освещаемого духовным Солнцем Христом (Мал. 4, 2). Когда ожидание Мессии достигло высшей степени, пришел к Иоанну на Иордан креститься и Сам Спаситель мира, Господь Иисус Христос. Крещение Христа сопровождалось чудесными явлениями — схождением Святого Духа в виде голубя и голосом Бога Отца с неба: “Сей есть Сын Мой возлюбленный... ”.

Получив откровение о Иисусе Христе, пророк Иоанн говорил народу о Нем: “Вот Агнец Божий, который берет на Себя грехи мира”. Услышав это, двое из учеников Иоанна присоединились к Иисусу Христу. То были апостолы Иоанн (Богослов) и Андрей (Первозванный, брат Симона Петра). Крещением Спасителя пророк Иоанн завершил и как бы запечатлел свое пророческое служение. Он безбоязненно и строго обличал пороки как простых людей, так и сильных мира сего. За это он скоро пострадал.


Царь Ирод Антипа (сына царя Ирода Великого) приказал посадить пророка Иоанна в темницу за обличение его в оставлении своей законной жены (дочери аравийского царя Арефы) и за незаконное сожительство с Иродиадой. Иродиада до этого была замужем за родным братом Ирода, Филиппом.


В день своего рождения Ирод устроил пир, на который съехалось много знатных гостей. Саломия, дочь нечестивой Иродиады, своей нескромной пляской во время пира до того угодила Ироду и возлежащим с ним гостям, что царь с клятвой обещал ей дать все, чего ни попросит она, даже до половины своего царства. Танцовщица, наученная матерью, просила дать ей тогда же на блюде голову Иоанна Крестителя. Ирод уважал Иоанна как пророка, поэтому он опечалился от такой просьбы. Однако постеснялся нарушить данную им клятву и послал стража в темницу, который отсек Иоанну голову и отдал ее девице, а та отнесла голову своей матери. Иродиада, надругавшись над отсеченной святой главой пророка, бросила ее в грязное место. Ученики Иоанна Крестителя погребли его тело в Самарянском городе Севастии. За свое злодеяние Ирод получил возмездие в 38 году после Р. X.; его войска были разбиты Арефой, выступившим против него за бесчестье дочери, которую он покинул ради Иродиады, а в следующем году римский император Калигула сослал Ирода в заточение.


Как повествует предание, Евангелист Лука, обходя с проповедью Христовой разные города и селения, из Севастии взял в Антиохию частицу мощей великого пророка — его правую руку. В 959 году, когда мусульмане овладели Антиохией (при императоре Константине Порфирородном), дьякон перенес руку Предтечи из Антиохии в Xалкедон, откуда она была перевезена в Константинополь, где и хранилась до времени завоевания этого города турками. Потом правая рука Иоанна Крестителя хранилась в Петебурге в церкви Нерукотворного Спаса в Зимнем Дворце.


Святая же глава Иоанна Крестителя была найдена благочестивой Иоанной и погребена в сосуде на Елеонской горе. Позже один благочестивый подвижник, копая ров для основания храма, нашел это сокровище и хранил его у себя, а перед смертью, опасаясь поругания святыни неверующими, скрыл ее в земле в том же месте, где нашел. В царствование Константина Великого, два инока приходили в Иерусалим поклониться Гробу Господню, и одному из них явился Иоанн Предтеча и указал, где закопана его голова. С этого времени христиане стали праздновать Первое обретение главы Иоанна Предтечи.

О пророке Иоанне Крестителе Господь Иисус Христос сказал: “Из рожденных женами не восставал (пророк) больший Иоанна Крестителя”. Иоанн Креститель прославляется Церковью, как “ангел, и апостол, и мученик, и пророк, и свечник, и друг Христов, и пророков печать, и ходатай ветхой и новой благодати, и в рожденных пречестнейший, и светлый Слова глас”.

Святой Предтеча и Креститель Господень Иоанн

моли Бога о нас!






© 2006 Приход Владимирской иконы Божией матери г. Кайзерслаутерн, РПЦП МП Берлинской Епархии;