С
вятыни православного Христианства Трира


Так случилось, что привел Господь меня жить тут, работать и полюбить его. И, как всякому любящему, очень хочется, чтоб восторг разделили и окружающие - близкие, родные, друзья. Хотелось бы показать прекрасный утренний Трир, когда солнышко только-только пробегает по улицам, просыпаются птицы и колокольный звон. Звонят в Бенедиктинском монастыре у мощей апостола Матфия, звонят в соборе апостола Петра у Хитона Господа нашего Иисуса Христа, в церкви Богоматери, что на фундаменте дома св. царственной Елены! Несется этот звон светлый и чистый по моему городу. А днем? Тихие улочки древнего города, как жаль, что не могу я вам писать стихи, не умею. Могу только стоять и смотреть на ваши изгибы. По этим улицам ходили святые.… Вот этих камней касались их ноги…Город красив, но той невероятной, глубокой красотой, что не бросается в глаза сразу, а открывается любящему взору постепенно, шаг за шагом, и пленяет уже навсегда…

Город Трир - самый древний город Германии и первый христианский город по эту сторону Альп. В нем правил св. император Константин Великий с матерью св. царственной Еленой, его называли святым городом - в трирском кафедральном соборе св. Петра хранится одна из величайших святынь христианского мира - Хитон Господа нашего Иисуса Христа. Удивительное сочетание исторических памятников античности, и драгоценные христианские святыни города сделали его поистине жемчужиной не только Германии, но и мира. Он объявлен ЮНЕСКО «всемирным культурным достоянием».

По древности город вот уже не одно столетие состязается с Римом. На одном из старинных домов Трира золотыми буквами выбита надпись «До Рима стоял Трир тысячу и триста лет» («Alte Romam Treviris stetit mille Trecentis»). Кое-кто считает изречение самонадеянным, но только не трирцы! И хотя это средневековое утверждение не соответствовало действительности, все же в нем была доля правды: доказано, что в этой долине с благодатным мягким климатом уже в III тысячелетии до Рождества Христова существовали поселения. Официально же, история Трира насчитывает две с лишним тысячи лет с возникновения на месте жившего здесь кельтского племени треверов римского поселения «Августа Треверорум» при императоре Августе в 16 году до Р.Х. Он основал город и объявил его столицей триверов – отсюда и название города - Трир.

Шесть императоров правили в Трире один за другим. Наибольшего расцвета Трир достиг при императоре Диоклетиане, который провел административную реформу в Римской империи, разделив ее на четыре части и, сделав Трир одной из четырех столиц. Отсюда соправитель Диоклетиана Констанций Хлор (отец императора Константина Великого) управлял всей Галлией и Британией. В IV в. в городе было 80 тыс. жителей!

С 306 по 316 год при императоре Константине Трир становиться столицей объединенной Римской империи. Город рассматривался как вариант постоянного местопребывания императора взамен старого Рима..

В 306 св. Константин Великий, став императором, и правивший в Трире, первым делом объявил свободу христианского исповедания. В 313 он издал знаменитый Миланский эдикт о полной веротерпимости, положившего конец кровавым гонениям христиан. После трёхсот лет гонений христиане впервые получили возможность открыто исповедовать свою веру.. Он понимал, что только христианская вера может объединить огромную и разнородную Римскую империю, всячески поддерживал Церковь, возвращал из ссылки христиан, строил храмы, заботился о духовенстве. Одна из величайших заслуг Константина — созыв I Вселенского собора в городе Никее в 325 г. Незадолго до смерти св. Константин принял крещение. Память св. равноапостольного царя Константина Православной церковью совершается 21 мая (по старому стилю). В Трире находится единственный прекрасно сохранившийся со времен правления св. равноапостольного царя Константина его тронный зал- Базилика Константина Великого С историей Трира неразрывно связано и имя его матери-Святой равноапостольной царицы Елены Память св. равноапостольной царицы Елены Православной церковью совершается  так же 21 мая (по старому стилю).

Глубоко почитая Крест Господень, император желал найти и самый Животворящий Крест, на котором был распят Господь наш Иисус Христос. Для этой цели он направил в Иерусалим свою мать - святую царицу Елену, дав ей большие полномочия и материальные средства. Вместе с Иерусалимским Патриархом Макарием святая Елена приступила к поискам, и Промыслом Божиим Животворящий Крест был чудесным образом обретен в 326 году. Находясь в Палестине, святая царица многое совершила в пользу Церкви. Она приказала освободить все места, связанные с земной жизнью Господа и Его Пречистой Матери, от всяких следов язычества, повелела воздвигнуть в этих памятных местах христианские церкви. Над пещерой Гроба Господня сам император Константин повелел соорудить великолепный храм во славу Воскресения Христова. Ей было более 70 лет, когда равноапостольный Константин Великий оставил Трир и переселился в Византию. Св. Елена тогда же предприняла поездку в Святую Землю.

При раскопках было найдено много реликвий, которые стали бесценными христианскими святынями и среди них – Cв. Хитон Спасителя.


Cв. Хитон Спасителя

В Трире была выстроена для Хитона специальная часовня, в которой Св. Хитон находился до VI века, а затем, из–за опасности утраты, до XI века хранился замурованным в стену Собора. При архиепископе Поппо был вновь обретен и с тех пор хранится в особо устроенном ковчеге в главном алтаре.  В 1700 году алтарь перестроен – хитон Спасителя помещен в драгоценный ковчег на возвышении в вертикальном положении и был доступен для обозрения и поклонения всем молящимся. В 1975 году сооружен новый ковчег, в котором (для большей сохранности) Св. Хитон располагается на плоскости. Он находится в трех, вложенных друг в друга ковчегах – стеклянном, серебряном и золотом.


новый ковчег

И сегодня, как и всегда, трирцы и паломники со всего света молятся у алтаря перед Святым Хитоном.


Dom St. Peter

История Кафедрального собора Святого Петра города Трира - самого древнего на немецкой земле, богослужения в нем не прерываются вот уже 1600 лет, так же связана с именем Cв. равноапостольной царицы Елены - основанием для собора послужил ее дом, который она передала христианской общине Трира под церковь. В настоящее время, великолепно украшенный собор Трира – хранилище величайших святынь.



Мощевик с главой Cв. Царственной Елены в крипте собора Cв. Петра

В алтаре храма храниться Св. Хитон, в крипте почивают мощи Cв. равноапостольной царицы Елены (Главa), в ризнице собора часть цепи, которой был скован в узах в Риме Cв. Aпостол Павел,


Cандалия и гвоздь Cв. Aп. Андрея Первозванного

сандалия и гвоздь Cв. Aп. Андрея Первозванного, частицы мощей Св. праведных Иоакима и Анны.


Aббатство Св. Матфия, бенедектинский монастырь

В Трире в одном из первых городов в IV и V веках образуются первые известнейшие в Европе монастыри, старейшие из них, и как пишет святой Григорий Турский: "Трир с севера и юга с запада и востока защищен молитвами святых иноческих обителей". В одной из них, а именно в бенедектинском монастыре святого апостола Матфия находятся величайшая христианская святыня - мощи святого апостола Матфия. В книге апостольских деяний описывается, что когда Иуда - предатель отпал от 12 учеников Христовых на его место по жребию был избран апостол Матфий, который проповедовал в Галлии.

Монастырь Cв. апостола Матфия – возник на месте римского кладбища. Некая вдова Альбана похоронила на нем первого епископа Евхариуса в своем склепе. Позднее на этом месте была устроена христианская церковь.


Крест-мощевик Апостола  Матфия (одного из семидесяти)

В этой церкви находились мощи Cв. Aпостола Матфия, по преданию их привезла в Трир так же св. Елена. Позднее мощи были скрыты среди других могил при нападении норманнов в 882 году. Около 1000 года н.э. монахи–бенедиктинцы устроили на месте погребения св. Евхариуса монастырь. При раскопках на кладбище в 1127 году вновь обретены мощи апостола Матфия, что послужило причиной для устройства большого великолепного храма, освященного в 1148 году и получившего наименование церкви Cв. Матфия.


Мощи св. Апостола Матфия

В путеводителе по городу отмечено, что мощи апостола Матфия – единственные апостольские мощи, находящиеся севернее Альп.


Перед церковью сооружен памятный крест, -Крест паломников- у подножия которого есть указатели направления на Рим и Сантъяго – от мощей Aпостола Матфия паломники шли к мощам апостолов Петра и Павла и далее к мощам апостола Иакова. В самой церкви в приделе слева есть местночтимая икона Божией Матери «Место Премудрости». Древние Римские северные ворота в город «порта-нигра», или черные ворота, стали символом туристического Трира и его визитной карточкой, одни из четырех городских ворот они сохранились благодаря тому, что в башне была в Х1 веке устроена христианская церковь, которая существовала до 1804 года была упразднена по приказу Наполеона. Возникновение христианского храма связано с именем св. Симеона Трирского, который был личным другом архиепископа Трира Поппо. Их знакомство состоялось во время паломничества ко Гробу Господню, после которого св. Симеон переселился в Трир и с 1028 года жил в малюсенькой келье, устроенной в башне старых городских ворот. Святой пребывал в затворе, в своей келье был замурован после смерти. Архиепископ Поппо преобразил Черные Ворота в христианский храм, в котором 750 лет не прерывалась молитва. Об этих блаженных временах напоминают сохранившиеся в западной башне Ворот 10 больших барельефов с изображениями святых разных веков.

По церковному преданию и одной из научно–исследовательских версий выходцы из Галлии образовали Галатийскую церковь. К ним писал послание апостол Павел, которое впоследствии перевел на язык Римской империи – латынь –блаженный Иероним. У него же есть свидетельство, что наречие галатов имело сходство с наречием треверов на Мозеле. В связи с этим обстоятельством апостол Павел как первый богослов избран покровителем древнего Трирского университета. Блаженный Иероним также входит в состав особо чтимых в Трире святых .


Mощи двух первых епископов Ефхариуса и Валерия (конец III в.)

Апостол Петр – небесный покровитель города Трира. Существует предание, что он поставил первого епископа Трира – им был почитаемый как местный святой епископ Евхариус. Св. Петр вместе со святым Евхариусом направил в Трир Валериуса и Матернуса, которые были в последствии епископами в Трире и были умучены властями за верность Христу. Матернус, по преданию, умер по дороге в Трир. Евхариус и Валериус вернулись в Рим. Апостол Петр вручил им свой жезл, с помощью которого они вернули Матернуса к жизни. Предание подтверждается тем, что римские папы несколько столетий не имели права служить Богу с жезлом, кроме времени их паломничеств в Трир.

 Деятельность первых епископов древней Галатийской Церкви, дала обильные всходы. В конце третьего века из южного Египта в Трир передислоцируется легион римских солдат, набранный в основном из христиан. Возглавлял его Маврикий. Римский отряд, численностью 6600 человек размещается в столице - Трире, а так же вдоль Рейна по небольшим крепостным городам: Кельне, Бонне, Майнце и Цюрихе для защиты северо-восточных границ империи от нападения германских племен. Предание рассказывает, что все воины во главе со своим военноначальником Маврикием были христиане. Во время самых жестоких гонений соправителя Диоклетиана - Максимина легионеры бесстрашно исповедали веру во Христа и отказались приносить жертву языческим богам, за что и были казнены. Весь легион. Казнь происходила на Марсовом поле Трира, неподалеку от городской стены. По закону римских граждан казнили через усекновение мечем, после этого тела казненных воинов бросали в Мозель. Вместе с воинами мученическую кончину претерпели бургомистр города Пальмациус, некоторые сенаторы и жители Трира исповедовавшие себя христианами. По приказу императора все отказавшиеся от жертвоприношения были казнены – усечены мечом как римские граждане. Казнь продолжалась 3 дня. Летопись сообщает, что воды Мозеля на большом протяжении были окрашены в кровавый цвет. Всего было убито 7000 мучеников.

Кровь Трирских мучеников и Фивейских легионеров явилась тем семенем, которое дало обильные всходы Христианства в Западной Европе. Оставшиеся в живых после гонений христиане чудесно обрели вымытые рекой нетленные мощи мучеников и по древнему обычаю совершали на них литургию. Позднее, в период правления св. Константина Великого один из первых храмов города Трира построенный на месте убиения будет назван церковью мучеников. Сейчас это церковь святого Павлина, где открыто почивают нетленные мощи Трирских мучеников. Через 50 лет епископом Трира стал Cвт. Павлин. Позднее он был участником собора епископов в Арле, проповедовал христианство язычникам, был арестован и умер в тюрьме во Фригии в 358 году.

        St. Paulin


Крипта церкви Cвт. Павлина, в которой открыто почивают
мощи Трирских мучеников и покоится Cв
т. Павлин

Св. останки привез в Трир епископ Феликс, они были погребены в церкви, устроенной на месте казни 7000 трирских мучеников, в крипте которой до сих пор пребывают их святые мощи.  Эти мученики мало известны в восточной традиции, хотя по времени они принадлежат к эпохе единой Церкви,  и поэтому в равной мере почитаются на Западе, как православными так и католиками.


Aлтарь St. Paulin

История города Трира так же связана с именем величайшего святого – Афанасия Великого. В тридцатых годах      4 века Христианскую Церковь потрясала арианская ересь, которая отвергала Божественную природу Иисуса Христа. Молодой епископ Александрии - Афанасий решительно выступил против этого опаснейшего для дела спасения человека заблуждения. Арианский лжесобор в 335 году возвел всевозможную клевету на православного исповедника. Его обвиняли во всевозможных грехах, включая чародейство. Жизни и свободе святого епископа угрожала опасность. Он вынужден был бежать и просить защиты у святого императора Константина. Так как ересь в то время была уже сильно распространена и некоторые еретики были даже в окружении императора, святой Константин до окончательного выяснения этого богословского вопроса, а самое главное для церковного мира отправляет святого Афанасия в Трир. Это была первая и самая легкая ссылка многострадальной жизни епископа - исповедника. Так как Афанасий Великий много общался с египетскими пустынниками и даже позже написал житие отца монашества Антония Великого, церковное придание связывает начало монашества в западной Европе с его именем. Именно Трир явился колыбелью монашества в Западной Европе. Св. Афанасий Великий (Память его 2 мая по старому стилю) прожил в Трире с 335 - 337 год, неустанно борясь с арианской ересью. Святитель Афанасий почитался великим отцом Церкви и столпом Православия. Скончался он в возрасте 76 лет, оставив многочисленные богословские труды: четыре «Слова» против ариан, письма, комментарии к. Св. Писанию, книги нравоучительного характера, а также жизнеописание св. Антония Великого, с которым св. Афанасий был очень близок. Иоанн Златоуст советовал читать это житие каждому христианину.

 

Особочтимые святые в г. Трире:

  • Св. апостол Петр – по преданию поставил первым епископом Трира св. Евхариуса, на иконе Собора трирских святых из часовни на кладбище Павлина изображено вручение свт. Евхариусу апостолом Петром епископского посоха – символа полномочий пасти Христово стадо. Св. Aпостол Петр изображается на гербе города. Католический соборный храм города посвящен апостолу Петру.
  • Св. Aп. Павел – покровитель и небесный патрон древнего Трирского университета как первоверховный апостол и богослов.
  • Cв. Апостол Матфий –  мощи которого покоятся в бенедиктинском монастыре – аббатстве Cв. Матфия.
  • Равноапостольный Константин Великий и его мать равноапостольная Елена.
  • Святые неразделенной церкви (до XI века, не внесенные пока в православные святцы):

 Первые епископы Трира – Cв. Валерий, Матернус, Бонозус, Нумериус.

Епископ и мученик Cвт. Павлин (вместе со Cв. Афанасием) боролся с арианством.

7000 трирских мучеников – легион солдат, Cв. мч. Пальмациус, Св. Симеон-Трирский.

 

Вот такой мой город… Приезжайте, поклонитесь ВЕЛИКОМУ городу Великих Святынь.
И полюбите его как и мы...


                                                                    Елена Жохова, прихожанка храма Св. Вмч. и Целителя Пантелеимона
вернутся на главную страницу





© 2006 Приход Владимирской иконы Божией матери г. Кайзерслаутерн, РПЦ МП Берлинской Епархии;