|
АКАФИСТ СВЯТОМУ ПРЕПОДОБНОМУ АЛЕКСАНДРУ
СВИРСКОМУ
Кондак 1Избранный угодниче Христов и чудотворче,
преподобный отче Александре, возсиявый мирови, яко звезда Богосветлая,
жития
твоего добротою и множеством чудотворений, восхваляем тя любовию в
песнех
духовных: ты же, яко имеяй дерзновение ко Господу, молитвами твоими от
всяких
нас бед свободи, да зовем ти: Икос 1Ангельский нрав имел еси, отче преподобне, и яко
безплотный, непорочно житие совершил еси на земли, дивный образ
совершенства
духовнаго нам оставив, да подражаем добродетелем твоим, и зовем ти
сице: Кондак 2Видя Господь душу твою, яко ниву благовозделанную
ко плодоносию духовному, от юности ко исканию единаго на потребу
направи твой
помысл, преподобне, темже любве ради Христовы, родителей твоих и дом
отеческий
оставил еси, всякаго пристрастия суетнаго свободився, притекл еси в
пустынную
обитель Валаамскую на подвиги иноческия, зовый спасающему тя Богу:
Аллилуиа. Икос 2Разумом богопросвещенным постигл еси суету и
непостоянство мира сего, в немже радость сменяется скорбию,
благополучие же
наветуется бедами нечаянными. Темже вечных нетленных благ возжелал еси,
отче
преподобне, и сия взыскати потщался еси отречением мирских благ и
вольною
нищетою, подвигая нас звати тебе: Кондак 3Силою Всевышняго осененный и укрепляемый, в
иночестем пострижении власов главы твоея, все плотское мудрование
отложил еси,
преподобне, и яко воин благоискусный, схиму иноческую во броню спасения
стяжав,
и непобедимым оружием Креста Христова вооружився, крепко ратовал еси
противу
врага невидимаго - диавола, смирением глубоким побеждал его вознесенную
гордыню, и выну вопия ко Господу: Аллилуиа. Икос 3Имея слез источник изобильный, угодниче Божий, и
умиления велию благодать, хлеб твой слезами орошал еси, и питие плачем
растворял, от преизбытка желания Божественнаго и любве ко Господу.
Темже и мы
ублажаем тя звании сими: Кондак 4Буря искушений и устремлений диавольских не
возможе поколебати храмины твоея душевныя, преподобне отче, основана бо
бе на
твердом камени веры во Христа, и хранима трезвением и молитвами
непрестанными,
имиже выну противоборствовал еси врагу спасения человеческаго, и
непреткновенно
восходил еси по стезям добродетелей к совершенству духовному в меру
возраста
Христова, воспевая Богу: Аллилуиа. Икос 4Слышав похваляема себе от человек, убоялся еси
превозношения суетнаго, отче богомудре, и яко истинный смирения образ,
умыслил
еси убежати в пустыню неизведанную, на реку Свирь, на место, Свыше тебе
указанное в видении чуднем, да тамо мирно и невозбранно Единому Богу
поработаеши,
идеже мы сретаем тя благохвалении сими: Кондак 5Светозарный луч озари в нощней темноте место
пустынное,
на немже вселитися пришел еси, преподобне, знаменуя собою светлость
души твоея
и пламенеющее любовию ко Господу сердце твое, идеже благоприятно бысть
Творцу
твое произволение работати Ему в преподобии и святости и пети Ему тамо
хвалебную песнь: Аллилуиа. Икос 5Видевше ангельстии чинове равноангельское житие
твое, отче богоблаженне, смирения твоего глубину, молитвы
неотступность,
воздержания твердость и велию ревность духа твоего о чистоте, удивишася
и
прославиша Человеколюбца Бога, укрепляющаго немощное естество
человеческое. Мы
же ублажаем тя и зовем: Кондак 6Проповедник подвигов твоих в пустыни Свирстей
явился
ловец зверей дивиих, иже гнав еленя в дубраве непроходимей, смотрением
Божиим
обрете храмину твою, преподобне отче: видев же тя во плоти ангела,
знамение
благодатнаго озарения на лице своем носяща, страха и радости исполнися,
и
припад к честным твоим стопам, во умилении сердца возопи Зиждителю
Богу:
Аллилуиа. Икос 6Возсиял еси в пустыни Свирстей богосветлое
светило, и на спасения стезю наставил еси многи души человеческия: яви
бо тя
Христос наставника и учителя иноком пустыннолюбивым, иже стекахуся к
тебе, яко
овцы к пастырю, могущу упасти их на пажити живоносней. Темже, яко
сотворившаго
и научившаго, чествуем тя сими похвальными словесы: Кондак 7Хотя Человеколюбец Господь прославити место
подвигов твоих, отче, посла ангела Своего благовестити тебе, яко будет
на месте
том обитель иноком во спасение и в ней храм во имя Святыя Троицы. Ты
же,
явлением безплотнаго просвещен, с радостным трепетом внимал еси
благовестию
Небесному, зовый во смирении духа Владыце ангелов и человеков:
Аллилуиа. Икос 7Новое знамение благоволения Божия даровася тебе,
преподобне, егда безмолвствующу ти в избранней пустыни, в нощи свет
велий
облиста тя, и Три Мужа в одеждах светлых предсташа пред тобою, мир тебе
дарующе
и повелевающе, да устроиши тамо обитель иноческую, и в ней храм во имя
Святыя
Троицы. Дивяся убо сему пречудному в триех ангельских лицех Троическому
явлению, зовем ти: Кондак 8Страннолепно явился ти на воздусе ангел Господень
в мантии и куколи иночестем, указуяй место, на немже храм во имя
Живоначальныя
Троицы имел еси создати в пустыне Свирстей, преподобне отче, егоже
Божиим
поспешением совершив и освятив, со ученики твоими немолчныя хвалы
возсылал еси
в нем Господеви, зовый: Аллилуиа. Икос 8Всего себе предав воле Господней, учениками твоими
умоленный, священства благодать восприяти не уклонился еси, отче, аще и
тужаше
дух твой, ужасаяся высоты сея, но послушание явил еси духовным чадом
твоим,
подвизая их согласно звати тебе: Кондак 9Вси иноцы обители твоея в радостный трепет
приидоша, егда устремление потока воднаго, на святую обитель твою
движущееся,
молитвою твоею укротил еси, и призыванием всесильнаго имене Иисус
Христова,
бурному потоку тещи безвредно устроил еси на благую потребу
иночествующих, еже
видевше духовная чада твоя, всеумиленно возгласиша купно с тобою Богу:
Аллилуиа. Икос 9Витийство человеческое не довлеет изрещи обилие
радости духовныя, еюже преисполнился еси, отче богоносне, егда во время
молитвы
твоея нощныя явися ти Пресвятая Богородица с ликом чинов ангельских и
обетовании непреложными душу твою возвесели, яко присная Заступница
обители
твоея будет, снабдевающи и покрывающи ю по вся дни. Темже и мы сия
радостныя
тебе приносим глаголы: Кондак 10Спасти хотя души учеников твоих, отечески назидал
еси их, богомудре, оваго словом, оваго примером жития твоего, с
кротостию
обличая, с любовию увещевая их преуспевати в благочестии и чистоте:
наипаче же
пред кончиною твоею, вся ко спасению душевному благопотребная заповедал
еси им,
и научил еси их в молитвах бодрствовати и немолчно пети Богу: Аллилуиа.
Икос 10Стена заступления быша молитвы твоя, чудотворче
святый, всем с верою к тебе притекающим во всякой скорби, ибо чистоты
ради
твоея сердечныя сила духовная от Бога тебе даровася болящих исцеляти,
бедствующим помогати, будущая прорицати, яко славити ближним и дальным
величия
Божия, в тебе явленная, и звати тебе сице: Кондак 11Пение всеумиленное принесл еси Пресвятей Троице во
время кончины твоея, преподобне, и молитве сущей на устех твоих предал
еси
святую душу твою в руце Живаго Бога, Егоже от юности возлюбил еси, и
Емуже до
старости маститыя работал еси нелицемерно, темже со упованием благим
радостно
прешел еси к обителем Небесным, со ангельскими лики пети Триипостасному
Богу:
Аллилуиа. Икос 11Мирную кончину твою видевше твои ученицы, великий
угодниче Божий, скорбь разлучения с тобою утешением благодатным
раствориша, в
уповании всесильнаго предстательства твоего горе у престола Божия,
идеже
слышиши с любовию тебе зовущих: Кондак 12Благодати причастна явися священная рака,
содержащая многоцелебныя мощи твоя, чудотворче святый, ихже по летех
мнозех яви
Господь в недрах земных нетленными, исцеления неоскудно источающия, и
всяк
недуг врачующия силою Бога, дивнаго во святых Своих, дивно
прославльшаго тя на
небеси и на земли, Емуже воспеваем: Аллилуиа. Икос 12Поюще радостную песнь хвалы и благодарения
Человеколюбцу Богу, прославльшему тя в стране Российстей чудотворца
дивнаго и
милостиваго, молим тя, преподобне отче наш: буди ходатай к Нему и
молитвенник
присный о нас, зовущих ти: Кондак 13О великий и преславный чудотворче, преподобне отче
наш Александре! Милостивно приими сие малое моление наше, молитвами
твоими
сохрани нас от недугов душевных и телесных в жизни сей, и от грядущих
мучений
вечных избави, и сподоби нас вкупе с тобою во Царствии Небеснем выну
пети Богу:
Аллилуиа. Этот кондак читается трижды, затем 1-й
икос: "Ангельский нрав... " О, священная
главо, ангеле земный и человече
небесный, преподобне и Богоносне отче наш Александре, изрядный угодниче
Пресвятыя и Единосущныя Троицы, многия милости живущим во святей
обители твоей
и всем, с верою и любовию притекающим к тебе, являяй! ТРОПАРЬ СВЯТОМУ ПРЕПОДОБНОМУ
АЛЕКСАНДРУ СВИРСКОМУ, ГЛ. 4
От юности, Богомудре, желанием духовным в пустыню
вселився, единаго Христа возжелал еси усердно стопам вслед ходити.
Темже и
ангельстии чини, зряще тя, удивишася, како с плотию невидимым козням
подвизався, премудре, победил еси полки страстей воздержанием и явился
еси
равноангелен на земли, Александре преподобне, моли Христа Бога, да
спасет души
наша. КОНДАК
СВЯТОМУ ПРЕПОДОБНОМУ АЛЕКСАНДРУ СВИРСКОМУ, ГЛ. 8 Яко многосветлая звезда, днесь в странах
Российских возсиял еси, отче, вселився в пустыню, Христовым стопам
последовати
усердно возжелел еси и, Того святое иго на рамо твое взем - Честный
Крест,
умертвил еси труды подвиг твоих телесная взыграния. Темже вопием ти:
спаси
стадо твое еже собрал еси, мудре, да зовем ти: радуйся, преподобне
Александре,
отче наш. Паломничество
на землю Святой Троицы
|
Троицкий собор
Свято-Троицкого Александро-Свирского монастыря
|
||
Здесь стоит и древнейший храм
обители, построенный еще при жизни
преподобного Александра, – церковь Покрова Божией Матери. Увы, Троицкая
часть монастыря до сих пор принадлежит районной психиатрической
больнице, хотя вопрос о ее переезде пытаются решить уже три года. На
расстоянии 300 метров от Троицкой части монастыря – Преображенская
часть, белоснежный красавец монастырь, где живет братия. Поклонившись
надвратному образу, изображающему преподобного Александра, предстоящего
Святой Троице, мы входим в длинную арку. Когда-то она была расписана
сюжетами из жития преподобного Александра. А сейчас, не видя их зримо,
постараемся вспомнить то, что читали в книгах.
Житие преподобного Александра
Свирского, одно из самых известных на
Руси, свидетельствует, что родина Преподобного – деревня Мандеры на
берегу реки Оять. Его родители – простые крестьяне Стефан и Васса – уже
имели взрослых детей, но пожелали иметь еще одного. И долго слезно
молили об этом Бога. Господь даровал им сына, родившегося 15 июня 1448
г. и нареченного во Св. Крещении Амосом.
В 1474 году Амос принял постриг
с именем Александр. Прошло около
трех лет, пока пришедшие в Мандеры карелы, не рассказали Стефану и
Вассе, потерявшим было надежду найти сына, что он – Валаамский монах.
Стефан немедленно отправился на Валаам. Только просьба отца и
наставление игумена заставили инока встретиться с прибывшим на остров
родителем. И случилось чудо: разгневанный родитель, который ехал на
Валаам с намерением силой увезти сына из монастыря, после разговора с
ним мирно вернулся домой и вместе с супругой поступил во Введенскую
обитель на р. Оять. Ныне же мы поминаем родителей преподобного
Александра как святых преподобного Сергия и Варвару Свирских. Можно
съездить и поклониться им, в мощах почивающим, в ныне действующем
женском Введено-Оятском монастыре, который находится неподалеку от
Александро-Свирского монастыря.
Убегая мирской славы, по воле
Божией и с благословения игумена,
преп. Александр оставил Валаам. Он направился на то место, которое было
указано ему много лет назад в чудесном видении: когда из родных Мендер
он шел на Валаам и остановился отдохнуть на берегу Рощинского озера, он
увидел световой столб и услышал предсказание, что на сем месте им будет
впоследствии воздвигнута обитель иноческая.
Итак, в 1484 г. преподобный,
ведомый Ангелом, пришел в указанное
ему Божией Материю место близ р. Свири, «леса и озер исполненное
и
красно отовсюду».
Свято-Троицкий
Александро-Свирский монастырь |
||
Здесь, на этой земле
произошло величайшее событие в истории
христианства – земной человек телесными очами созерцал Бога – Троицу.
Сейчас мы можем приступить к
тому месту, где совершилось
Тайнозрительное явление. Справа от святых врат стоит скромная часовня.
Она воздвигнута на месте первой келии преподобного Александра. Это уже
третья часовня на месте кельи преподобного, и построена она на средства
Императора Александра II. Но, хотя архитектура постройки и менялась с
веками, главное оставалось неизменным, – особо отмеченное в часовне
место явления Троицы. Ныне эта святая земля ограждена деревянной
решеткой, речной песок, который высыпан на святое место, с
благоговением берут с собою богомольцы. Известны случаи исцеления от
сего освященного песочка. Особенно, если с верой прочесть молитву,
составленную самим преподобным Александром, которая заботливо оставлена
для паломников здесь же в часовне:
Душе, душе моя, почто жалуешися
На Господа? Яко леность твоя вечной
муце ходатай есть. Аще бы ведала дар Божий, плакала бы ся горячими
слезами, стеняюще со воздыханием, скорбящим о всяком гресе, о малем и о
велицем. Возопи ко своему Владыце, да не предварит тебе ярость,
одержащего всесильною рукою праведною. Аз же, грешный и ленивый и
льстивый язык имея, како помолюся Владыце моему, да избавит мя Господь
от Страшного Суда? Всегда бо трепещу помыслов сердце моем о Страшнем
Суде, да избавит мя от муки вечныя, и от червя неусыпающего, и тьмы
кромешныя и от грозы несгораемыя. Помилуя мя, грешнаго раба Твоего(имя
рек), яко Павла апостола, его же любляше паче всех, и от нас убогих, не
отврати Лица Твоего во он День Страшный, его же трепещет душа моя и
составы тела моего ужасаются. Господи, избави меня страшнаго часа, да
не отпаду от милости Твоея. Но молю святыя Ангелы и Архангелы, и
пророки, и мученики, и вся святыя, да молят Бога за мою душу. Вашего
ради моления да возвратит Владыка требы Своя от мене, грешнаго. И Ты,
Пречистая Госпоже Дева, имуще дерзновение к Сыну о рабех Твоих, не
забуди трудов раба Твоего(имя рек). Владыка Спасе, от убогия души Тебе
молюся, избави мя от печали грехов моих и введи в радость бесконечного
жития, идеже прславляется Всесвятое Имя Твое, Отца и Сына И Святого
Духа, всегда, ныне и присно, и во веки веков. Аминь.
* * *
Когда в монастырь приезжаешь с
группой паломников, то волей-неволей
входишь в часовню вместе со всеми. Но, все-таки, если у вас будет
возможность, постарайтесь хотя бы на минуточку зайти в часовню тогда,
когда никого в ней не будет. «И охватит такая тишь…»
Здесь уходят слова, вихрь мыслей
и чувств успокаивается. Здесь ты
без слов переживаешь глубину жизни, которая соприкасается с Вечностью.
Особенно дороги эти чувства, когда ты с ними встречаешь или провожаешь
день (как и бывает для всех насельников монастыря).
Для уединенных подвигов в 1506
году преподобный Александр устроил
себе отходную пустынь (ныне называемую Преображенской частью монастыря)
– эта и есть та часть монастыря, где сейчас восстановлена монашеская
жизнь.
А в самом монастыре вскоре после
явления Святой Троицы преподобный
Александр возвел первую деревянную столпообразную шатровую церковь. Для
ее строительства Великий Князь Василий Иванович прислал искусных
мастеров. Князь просил преподобного молиться за него и Русскую Державу.
Освящен этот храм был по благословению Новгородского архиепископа
(1526-1542 гг.) Святителя Макария, впоследствии митрополита Московского
(ум.1563 г).
В конце жизни Преподобный
сподобился видения Пресвятой Богородицы, обещавшей не оставлять Своим
заступничеством обитель.
На 86-м году, 30 августа (12
сентября) 1533 года, прп.Александр
мирно отошел в селения вечные со словами: «Господи, в руце Твои
предаю
дух мой». Лицо его после кончины светилось как при жизни.
Уже через 14 лет после
преставления Преподобного по благословению
святителя Макария началось празднование дня его памяти, и была
составлена служба. А после обретения нетленных мощей Преподобного 17
апреля 1641 года ему было установлено празднование дважды в году.
Главной святыня монастыря, одной из самых великих православных святынь
вообще, – нетленным мощам преподобного Александра, вспомним, как
произошло их первое обретение.
Рака с мощами
прп. Александра Свирского |
||
Во времена Смуты, между 1613
и 1615 гг., обитель трижды
подвергалась разорениям. Литовцы и поляки замучили 27 монахов и 32
работника. Вероятно, погиб и игумен Паисий. В 1613 г. местное ополчение
разгромило у Олонца интервентов и освободило край. По Столбовскому миру
граница прошла западнее Ладоги и эти земли остались в пределах
Московского государства. Игумен Феодорит застал уцелевшей только
деревянную Никольскую церковь в отходной пустыни. К 1620 г. монастырь
постепенно стал восстанавливаться попечением царственной инокини Марфы
– матери первого Государя из дома Романовых.
И до этого монастырь пользовался
покровительством высоких особ:
Ивана Грозного, считавшего монастырь образцовым, а преп. Александра –
«великим чудотворцем» (прислал в монастырь иконы на помин
души царевича
Ивана Ивановича, серебряный крест, колокола), семейства Годуновых, в
том числе Бориса Феодоровича и Ирины Федоровны, мастерицы которой
вышили покров на раку преподобного, царя Василия Шуйского. Были
восстановлены Троицкий собор, Покровская церковь с трапезной, кельи и
службы. Обители принадлежали крупнейшие в Олонецком крае колокола в 200
и 100 пудов.
При следующем игумене Авраамии
был восстановлен в камне
Преображенский собор в бывшей отходной пустыни и при этом в 1641 году
обретены и освидетельствованы мощи преподобного Александра. Это
сопровождалось особыми знамениями: 15 и 16 апреля были необыкновенные
гром и молния, которая сияла на земле, земля над гробом Святого стояла
в виде пещеры, ничем не поддерживаемая. При открытии присутствовал
Новгородский митрополит Аффоний. Святые мощи поместили в пожертвованную
Царем Михаилом Феодоровичем серебряную раку и перенесли в оконченный
строительством Преображенский собор.
Монахи, узревшие нетленную плоть
своего небесного покровителя при
первом обретении мощей, были потрясены полным их нетлением и составили
описание святыни. В первую очередь они указали на то, что спустя более
ста лет после кончины, преподобный не выглядел умершим, а спящим, –
таким живым было его лицо! Более того, лицо его благодаря удивительной
сохранности было узнаваемым. Ведь первые иконы преподобного Александра
были написаны современниками и они передавали портретные особенности
лика Тайнозрителя Пресвятой Троицы. Более того, первое
освидетельствование мощей преподобного происходило только на основании
сличения лица преподобного с его ликом на иконе ХVI века.
Составители описания мощей в
1641 году отметили и необычное
положение рук и ног преподобного и янтарно-желтый цвет его кожи (часто
кожные покровы святых мощей темнеют от времени).
Все эти детали в описании 400
летней давности очень помогли при
втором обретении мощей преподобного Александра, которое совершилось в
1998 году.
Обретение это можно назвать
настоящим чудом, потому что произошло
оно всего лишь через несколько месяцев после того, как в обитель
вернулась братия и монастырь начал восстанавливаться. Огромная работа
была проделана теми, кто искал мощи: просмотрены сотни архивных дел,
разрозненных и рассредоточенных в разных архивохранилищах, начиная от
музейных фондов, заканчивая большими и малыми архивами Петербурга и
Москвы. Уже через два месяца был обнаружен архивный след. Были
отброшены разноречивые сведения (скорее слухи) о том, куда могли
попасть святые мощи после того, как в декабре 1918 года их увезли из
монастыря, – то ли они были увезены в Петрозаводск, то ли где-то скрыты
в Лодейном Поле. Был найден документ, удостоверяющий то, что мощи
проходили «судебно-медицинскую экспертизу» в Петрограде в
феврале 1919
года, а потом поступили ведение Наркомата здравоохранения.
После обнаружения этих
документов, стало ясно, что мощи нужно
искать не в учреждениях культуры (как было со всеми вновь обретенными в
последние годы мощами), а каком-то старейшем медицинском учреждении,
где есть «анатомический музей». Так поиски привели в
Военно-Медицинскую
Академию. И уже в декабре 1997 года мощи были обнаружены в фондах
анатомического музея ВМА. А потом полгода длились экспертизы.
Антропологи, рентгенологи, анатомы, гистологи, эксперты судебной
медицины работали над «препаратом» (так святые мощи
именовались у
музейных работников ВМА). Заключение было вынесено однозначное:
«естественная мумификация». Рентген показал, что у
преподобного целы
даже все внутренние органы! Мумия, которая создается путем
бальзамирования тяжелая, ее вес достигает 40-50 кг, а мощи преподобного
Александра весят всего лишь 11 кг. У мумии темнеют и сморщиваются
кожные покровы, а цвет кожи преподобного почти такой, как у живого
человека, кожа гладкая, эластичная. И главное – лицо сохранилось в
полном нетлении. Мягкие ткани (нос, губы, щеки), – то, что у обычного
человека истлевает через месяц после лежания в земле, – совершенно не
тронуты тлением. Антропологическая экспертиза установила полное
сходство лика мощей и иконописных ранних изображений преподобного
Александра Свирского.
Более того, было доказано, что
человек, «который сохранился в
полном нетлении» был вепсом по национальности. А преподобный
Александр
как раз принадлежал к этому малому финно-угорскому племени, родился,
вырос, основал свой монастырь на земле, где искони жили вепсы.
Характерологические особенности вепсов – широкие скулы, узкий острый
подбородок, слегка вздернутый нос, широкий лоб и редкая растительность
на щеках и подбородке. Все это мы видим на иконе преподобного
Александра, которая ныне лежит на мощах в раке. Эта икона, как доказали
искусствоведы является по существу портретным изображением, написанным
с мощей святого в средине ХIХ века. На этой же иконе запечатлено
необычное положение рук святого, почивающего в мощах. Но особенно
обращает на себя внимание необычное положение ног (правая упирается
пяткой в стопу левой), которое было отмечено в описании, составленном
монахами при первом обретении мощей в 1641 году. В целом было найдено
12 признаков, по которым совпадали то древнее описание и обретенные в
1998 году во второй раз мощи.
Еще когда мощи находились на
столе экспертов, они начали
мироточить. В то время было разрешено в стенах судебной экспертизы
отслужить молебен у мощей. И как только были произнесены слова:
«Преподобне отче Александре, моли Бога о нас!» Обильные
капли мира
покрыли все тело преподобного. Святой, когда к нему обратились по
имени, ответил людям: «Не сомневайтесь, это я!»
Потом, уже когда мощи были
перенесены в храм свв. мучениц Веры,
Надежды, Любови и матери их Софии в Петербурге, мироточение усилилось:
с ног преподобного стекали струйки. Это чудо запечатлено на фото и
видеопленку.
И теперь, когда приезжают в
монастырь паломники и молятся перед
святыми мощами с покаянием и просьбой о помощи, часто появляются на
мощах капельки мира. Их собирают марлевой салфеткой, а потом помещают
ее в сосуд с чистым освященным елеем. Разливают этот елей в специальные
бутылочки и дают как благословение паломником. Записано уже множество
свидетельств об исцелении от этого чудесного масла, многие исцеления
засвидетельствованы медицинскими справками.
Мощи почивают ныне, как и
прежде, до разорения монастыря в
Преображенском соборе. В 1716 г. в соборе был устроен придел во имя
преп. Александра Свирского. К Преображенскому собору примыкает церковь
св.пр. Захарии и Елизаветы. Пристроена она была в 1668 году иждивением
дьяка Захарии (Богдана) Силина к южному фасаду собора, а к ней была
пристроена шатровая колокольня (которая была расширена с востока и
запада после пожара 1795 года и ремонта 1833 года), ныне утраченная.
Преображенский собор
Свято-Троицкого Александро-Свирского монастыря
|
||